В государственных аптеках цены на лекарства будут ниже на 25%
Сразу стоит отметить, что помимо частных аптек и аптечных пунктов - а их в России сотни тысяч - почти в каждом городе есть так называемые муниципальные аптеки. Они предоставляют скидки льготникам и торгуют недорогими российскими лекарствами. Там есть производственные отделы, где готовят препараты по рецептам. Но это не государственные аптеки, отметила директор "Аптечной гильдии" Елена Неволина: ГУПы - это федеральная собственность, а МУПы - местная. "Разница в форме собственности и предоставлении социальных услуг, - пояснила она. - В остальном же они не отличаются от частных, цены там растут также быстро".
Монополия на торговлю лекарствами существовала у нас до 1992 года, после этого - пришел рынок и рост цен вышел из-под контроля. Сейчас появился шанс вернуть, хотя бы частично, старую систему, уверены эксперты. ФГУПы с обширной сетью аптек должны быть созданы в каждом регионе, говорят эксперты. Не исключено, что появится и главенствующая организация.
Она, к примеру, сможет организовать госзакупки по долгосрочным контрактам.
Помимо социальных услуг, к которым россияне уже привыкли в муниципальных аптеках, государственные просто обязаны распространять сильнодействующие обезболивающие препараты, которые необходимы тяжело больным россиянам. Эту миссию сегодня берут на себя лишь единицы. Стоимость лекарств в новых государственных аптеках, а также в уже существующих муниципальных должны быть минимальной, с "копеечной" наценкой. Цены будут примерно на 25 процентов ниже, чем у частников, уверена Елена Неволина.
"Дело даже не в сравнении цен, - заявил президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский. - В госаптеках изначально должны продавать дешевые препараты, которые в частных аптеках даже не закупают. Они больше заинтересованы в аспирине за 300 рублей, а не за 2 рубля. В новых аптеках всё будет наоборот, и за счет этого можно будет возродить производство дешевых лекарств российского производства".
Это серьезный удар по "бизнесу на здоровье", добавил он. Вполне вероятно, что после появления на рынке конкурента, предприниматели лихорадочно начнут снижать цены и расширять ассортимент, что только пойдет на пользу покупателям.
"В каждой госаптеке должен быть минимальный ассортимент обязательных препаратов,- продолжает Неволина. - И неплохо было бы, если все аптеки во всех регионах работали по единому прейскуранту", - отметила она.
Сколько же нужно таких аптек? По мнению экспертов, за основу можно взять советские стандарты: одна аптека на 10 тысяч городских жителей и на 5 тысяч человек - в сельской местности. То есть открыть придется почти 18 тысяч новых торговых точек (к примеру, в мегаполисах это будет одна аптека на улицу).
Чтобы обеспечить всё население необходимыми лекарствами государственных аптек, должно быть не менее половины от общего количества, уверен директор ФГБУ "Московский НИИ глазных болезней имени Гельмгольца" минзрава, член Общественной палаты Владимир Нероев.
Но, чтобы новые аптеки не работали себе в убыток, им нужна прямая помощь государства. "Во-первых, помещения нужно отдавать аптекам не на условиях аренды, а передавать в хозяйственное ведение, - уверена директор "Аптечной гильдии". - Во-вторых, при нехватке оборотных средств аптекам необходимо предоставить льготные кредиты. Например, как это было в советские времена, под 2 процента годовых".
И самое главное - государство должно взять на себя часть или все расходы по хранению наркотических обезболивающих средств, которые аптека будет отпускать онкологическим больным. "Чтобы организовать такую комнату, аптека должна потратить минимум 250 тысяч рублей, и эти деньги ей никогда назад не вернутся", - отметила Неволина.
Кстати, Владимир Путин потребовал вести мониторинг розничных цен на лекарства и подготовить доклад до 20 марта. Далее отчитываться по этому вопросу чиновникам нужно будет ежемесячно. "Поручение следить за стоимостью лекарств уже было дано прокуратуре, и сейчас она активно этим занимается. Дополнительное распоряжение президента полностью соответствует стратегии, предполагающей мониторинг роста цен", - говорит Владимир Нероев.
Минздраву же предстоит вплотную заняться контролем качества. Президент указал разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга движения лекарств от производителя до потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок.
Сегодня стоимость лекарств в разных аптеках - муниципальных и частных - отличается заметно. Например, глазные капли тауфон в Москве можно купить от 110 до 135 рублей за флакон, а в Санкт-Петербурге - от 127 до 180 рублей. В Екатеринбурге от 117,5 до 155 рублей, в Башкортостане _ от 119 до 148 рублей, в Новосибирске - от 78 до 236 рублей, в Краснодаре - 99-176 рублей, в Астрахани - 138-150 рублей. В муниципальной аптеке в Ростове-на-Дону капли стоят 136 рублей.
Кстати, цены в муниципальных аптеках зачастую выше, чем в частных. Отличаются МУПы лишь наличием отделов по производству индивидуальных лекарственных препаратов, которые коммерсанты не открывают из-за низкой рентабельности.
Во многих городах, например в Новосибирске, открылись так называемые аптеки-дискаунтеры. Но и там цены продолжают расти.
В последнее время в Москве участились случаи суицида онкобольных. Как сообщил заммэра по социальным вопросам Леонид Печатников, в феврале добровольно ушли из жизни 10 онкобольных. Но только семеро из них знали о своем диагнозе. Только 20 февраля были совершены два самоубийства: из окна шестого этажа выбросился 86-летний пенсионер, еще один житель Москвы был найден повесившимся.
Леонид Печатников подчеркнул, что в столице нет проблем с выпиской рецептов на обезболивающие препараты. И пообещал, что каждый случай суицида будет тщательным образом проверен. По его распоряжению, в департаменте здравоохранения открылась круглосуточная "горячая линия", куда могут обратиться люди, у которых возникли проблемы с получением обезболивающих препаратов или у них появились суицидальные мысли. Позвонить можно круглосуточно по номерам: 8-495-768-58-47 и 8-800-100-01-91.
За непосредственной медицинской помощью нужно обращаться по телефонам: 8-499-245-00-03; 8-499-245-00-09.
Источник: "Российская газета"