Здоровье не по карману: из-за падения рубля многие лекарства подоражают или вовсе исчезнут
За последние три месяца российский рубль претерпел самое значительное падения со времени кризиса 1998 года. Стоимость бивалютной корзины выросла в полтора раза, что не могло не сказать на фармацевтическом рынке. В ближайшее время в России ожидается серьезное подорожание лекарств, предупреждают эксперты. Пока на аптечных складах еще остаются старые запасы, но уже после Нового года начнутся новые закупки препаратов, по ценам, привязанным к действующему валютному курсу.
Импортные лекарства
По мнению директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, после Нового года ситуация на фармацевтическом рынке может стать критической. «Цены будут стремительно расти, -- рассказал эксперт. -- Это уже происходит на розничном рынке в отношении некоторых препаратов, которые не входят в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Но пока еще это не так заметно – закупки на фармацевтическом рынке проводятся примерно раз в шесть месяцев, и сейчас мы «съедаем» имеющиеся запасы».
Девальвация рубля – свершившийся факт, и цены на зарубежные лекарства неизменно придут в соответствие со сложившимися реалиями, что уже не раз происходило во время резких скачков валюты, считает генеральный директор российского фармацевтического предприятия ООО «Изварино Фарма» Орест Ибрагимов. «Опыт предыдущих кризисов показал, что фармацевтический бизнес – один из самых «неубиваемых» секторов экономики. И в гораздо большей степени, чем производители, страдают пациенты, вынужденные покупать лекарство, сколько бы оно не стоило», -- отмечает он.
Российские лекарства
«В зоне риска» не только импортные, но и отечественные поставки: вместе с валютой дорожает сырье, энергоресурсы, надо индексировать зарплаты, добавляет Мелик-Гусейнов. Более того, по мнению эксперта, предлагающие относительно дешевую продукцию отечественные фармкомпании оказались даже в более рискованном положении.
«По нашим расчетам, индексация стоимости отечественной упаковки будет больше, чем находящейся в более высокой ценовой категории импортной, -- рассказал Мелик-Гусейнов. – Есть такой экономический закон: чем дешевле товар, тем быстрее он дорожает. Тем более, что весь ассортимент российских фармкомпаний изготавливается из импортного сырья. И активное вещество, и все сопутствующие ингредиенты, вплоть до крахмала закупаются за рубежом, и не за рубли».
«Более 95% наших препаратов, даже тех, что имеют производство полного цикла, изготавливаются из импортных субстанций, -- подтверждает Ибрагимов. – Сырье закупается преимущественно в Юго-восточной Азии – в Индии и Китае. Но в любом случае расчеты производятся в долларах и евро».
Жизненно важные лекарства
Между тем, отмечают эксперты, с наибольшей вероятностью из аптек могут исчезнуть препараты из перечня ЖНВЛП, на которые государством зафиксированы рублевые цены, фактически сложившиеся на рынке еще в 2009 году. И ежегодно допускается их пересмотр не более чем на величину официально установленной инфляции. В настоящий момент в этом Перечне содержится 567 наименований. «Цены на жизненно важные препараты заморожены. Однако рентабельность компаний, которые работают с этой продукцией, практически нулевая. Невыгодным станет и ввоз зарубежных препаратов, и производство отечественных. Почувствовав риски, они просто начнут сворачивать производство, и население окажется без необходимых лекарств», -- прогнозирует Мелик-Гусейнов.
При этом, вероятность налаживания в России производства субстанций Ибрагимов назвал утопией.«Весь мир давно уже делегировал на 90% эти права Индии и Китаю, -- напомнил эксперт. -- Собственное производство субстанций осталось только в тех фармкомпаниях в мире, которые владеют технологией сверхвысокотехнологичного синтеза, либо биопрепаратов, в отношении которых крайне сложно добиться идентичности структуры и действия».
Что делать?
Удержаться на пределе рентабельности, возможно, смогут импортные лекарства из перечня ЖНВЛП – благодаря большему «зазору» между стоимостью субстанций и отпускной ценой производителя, предполагает Ибрагимов. «У них изначально была большее ценовая подушка безопасности, -- поясняет он. -- В то время, как российские производители были обязаны декларировать всю цепочку ценообразования, иностранные просто заявляли свою цену, и она принималась. Тем не менее, если Минздрав не проявит гибкости в отношении лекарств из перечня ЖНВЛП, мы можем столкнуться с их дефицитом. Выход из создавшейся ситуации очевиден – индексацию предельно допустимой стоимости лекарств из Перечня следует провести в соответствии не с индексом официальной инфляции, а с учетом изменения курса валюты».
По мнению Мелик-Гусейнова, власти могли бы не допустить дефицита ЖНВЛП, и не повышая цены, но для этого надо начинать действовать уже сейчас.«В частности мы бы рекомендовали Минздраву сесть за стол переговоров с фармацевтическими компаниями и попытаться зафиксировать минимальные объемы продукции, которые они смогут реализовать в 2015 году, -- говорит эксперт. -- Это даст бизнесу некую уверенность в том, что у него есть гарантированный рынок сбыта. Компания сможет сократить свои издержки, связанные с маркетингом и промоцией. А Минздраву это даст передышку до момента стабилизации курса рубля. Однако пока власти медлят и начнут действовать только тогда, когда кто-нибудь из поставщиков прекратит поставки. Но тогда начнется лавинообразная цепная реакция, и остановить ее будет уже гораздо сложнее».
Как сообщили в самом Минздраве, «госрегулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», который не предусматривает перерегистрацию цен иностранными производителями». Однако, уже прошел первое чтение проект поправок в этот закон, «в рамках обсуждения которого рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования» такого регулирования. Кроме того, в ведомстве напомнили о том, что иностранным производителям ранее и так уже пошли навстречу – в связи с решениями Совета Евразийской экономической комиссии в течение последних двух лет ставки ввозных таможенных пошлин для большинства импортных лекарств сократились в среднем на 5%.
Кроме того, в ведомстве напомнили о том, что «госрегулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», который не предусматривает перерегистрацию цен иностранными производителями». Однако, уже прошел первое чтение проект поправок в этот закон, «в рамках обсуждения которого рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования» такого регулирования.
Суть этих поправок пояснил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. «Мы предлагаем фиксировать не торговые надбавки, а закупочные цены производителя, -- рассказал депутат. – Кроме того, действующая методика регулирования оказалась неэффективной, должна быть разработана новая, по несколько иным принципам. Так, для импортных лекарств следует брать, так называемые, референтные цены по группе стран, близких к нам по покупательной способности. И следить за тем, чтобы лекарство, которое в Польше или Украине стоит один доллар, не продавалось у нас по десять. Эти референтные цены, которые от покупательной способности рубля не зависят. Второе требование заключается в том, чтобы цены на импортные лекарства были сопоставимы с ценами на их аналоги отечественных производителей».
Что до возможного дефицита лекарств, то его на российском фармацевтическом рынке не будет, уверен Калашников. «Россия является шестым потребительским рынком в мире, и нет опасности того, что с нами не будут торговать, -- заявил депутат. – Оригинальных препаратов не так много, а дженериков – море. И если откажется одна фирма, тут же найдется десяток других, выпускающих аналогичную продукцию»
Источник: Медпортал