Новые трудности в лекарственном обеспечении

3802

44-й федеральный закон, Госзакупки, заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Дмитрий АбросимовНовый закон о госзакупках, с одной стороны, должен обеспечить максимальную прозрачность этого процесса, но с другой, может ограничить поставки импорта. В сфере здравоохранения это, вероятно, приведет к самым печальным последствиям.

1 января 2014 года взамен 94-го закона о госзакупках вступил в силу 44-й федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".  К новому ФЗ предполагается принять ряд подзаконных актов, которые будут предоставлять преференции отечественным товарам.  В частности, это может вызвать проблемы с приобретением иностранных лекарственных препаратов. Об этом на мини-семинаре, посвященном вступлению в силу нового ФЗ №44,  сообщил заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Дмитрий Абросимов.

Суть нововведений

44-й федеральный закон принимался в спешке: 100 подзаконных актов Минэкономразвития разработал практически за 2 месяца. В результате, ФЗ состоит из трех условных блоков правовых норм.

Первый – это нормы, которые перешли из 94-го закона в том или ином виде. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) точно знает, как они будут работать.

Второй – либо достаточно измененные нормы, либо новые.  ФАС, опираясь на общую практику и положения юриспруденции, может с высокой точностью прогнозировать, как она будет работать и давать какие-то комментарии по ним.

Третий – совершенно новые положения. Соответственно, как по ним работать не знает ни главный разработчик Минэкономразвития, ни Федеральная антимонопольная служба - главный правоприменитель этого закона.

«Поэтому на все вопросы сейчас ответить нельзя. Если вы планируете заниматься закупками, то 2014 год должен у вас пройти под знаменем самообразования по ФЗ-44, - считает Дмитрий Абросимов. - Нужно учиться, учиться регулярно, потому что будет множество изменений и разъяснений».

В целом, новый закон представляет попытку создания единой системы закупок. Многие критиковали 94-й закон за то, что он контролировал только сам процесс размещения заказов: извещение – аукционы – заключение контракта. Все остальное регулировалось и контролировалось крайне слабо. В связи с этим возникли многочисленные скандалы с закупками дорогих автомобилей (например, на этом пропиарился г-н Навальный со своим «РосПилом»). По словам Дмитрия Абросимова, критики было много, и действительно правомерной. Она зачастую направлялась в сторону ФАС, являющейся только исполнителем того закона. 44-й закон должен придать закупкам максимальные открытость и прозрачность. Так, предполагается, что заказчики должны четко обосновывать свою потребность в тех или иных товарах и услугах. Контролироваться будет и сам процесс выполнения контракта.

В частности, предполагается создание единой информационной системы, которая должна заработать уже через два года. Она будет представлять интерактивный портал, с помощью которого любой желающий (в первую очередь, так называемый общественный контролер) сможет проследить весь процесс закупки, начиная с самого начала – её обоснования, заканчивая результатами итоговой оценки исполнения контракта.

Другая тенденция нового закона – привлечение к закупкам субъектов малого и среднего бизнеса. Предполагается, что заказчики будут проводить достаточно большое количество аукционов и конкурсов на относительно небольшие суммы: от 20-50 тысяч и до нескольких миллионов. На них смогут выйти и субъекты малого бизнеса, которые ввиду отсутствия длинных технологических и посреднических цепочек, будут оказывать качественные услуги и поставлять такие же товары с максимальной скидкой. 

«В силу определенных проблем с законом мы прогнозируем, что такое решение маловероятно, - замечает Дмитрий Абросимов. - Закон предполагает определенные ограничения не только для заказчиков, но и для поставщиков. Последним, чтобы участвовать в торгах, нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на сайте, направить ряд документов на электронную площадку, внести определенный залог. При подаче заявки на участие в торгах потенциальные поставщики должны замораживать определенную сумму для обеспечения заявки, затем вкладывать деньги для реализации контракта, либо получать банковскую гарантию. Для большинства предпринимателей, если речь идет о небольших суммах, это будет чересчур обременительно с точки зрения затрат времени и средств. Проще работать с бизнесом, а не с госзаказом. Тем не менее, такая тенденция есть».

Поддержка отечественного производителя - урон здоровью россиян?

44-й федеральный закон, Госзакупки, заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Дмитрий АбросимовПо словам чиновника, новый закон сохраняет  национальный режим осуществления закупок. Но теперь предполагается разработка ряда подзаконных актов, которые будут предоставлять определенные преференции для товаров, произведенных в России и странах СНГ.

«Здесь есть большая проблема: с одной стороны, мы все понимаем, что нужно развивать нашу промышленность, а не зарубежных стран. Но если отечественные товары будут иметь значительное преимущество, то, во-первых, заказчики будут стоять в очередь к поставщикам, причем не в основное окно,  а в дополнительное, где будут принимать откаты за заключение контрактов. Так как они смогут выбирать, кому предоставить услугу в случае дефицита российских товаров и невозможности воспользоваться иностранным, - отмечает Дмитрий Абросимов. 

Во-вторых, далеко не всегда отечественные продукты отвечают по качеству потребностям заказчика. В частности, это касается лекарственного обеспечения. Эксперты отмечают, что отечественные фармацевтические предприятия, к сожалению, в подавляющем большинстве выпускают продукцию, основное преимущество которой – низкая цена. А дешевизна достигается экономией на технологиях, на оборудовании, на персонале. К тому же, если отдельные российские препараты нужно вводить пациенту каждый день, то иностранные - только раз в неделю. Соответственно от последних побочный эффект значительно меньше, и результат для человека намного лучше.

По этому поводу идет ожесточенная битва в Москве. Конечно, даже частичный запрет допуска иностранных препаратов Минздрав не очень устраивает, поэтому будем смотреть, как это все устроится. Надеемся, что здравый смысл восторжествует, и преференции, предоставленные производителям России и стран СНГ, будут разумными и адекватными потребностям не только заказчиков и разработчиков, но и простых граждан».

Важно, что предполагаемая прозрачность госзакупок направлена на общественный контроль. Ему в законе посвящено несколько статей. В ближайшее время заказчики должны быть готовы к контролю общественных наблюдателей, которые привыкли задавать неудобные вопросы.

Поделиться
3802
Личный кабинет