Новые трудности в лекарственном обеспечении
Новый закон о госзакупках, с одной стороны, должен обеспечить максимальную прозрачность этого процесса, но с другой, может ограничить поставки импорта. В сфере здравоохранения это, вероятно, приведет к самым печальным последствиям.
1 января 2014 года взамен 94-го закона о госзакупках вступил в силу 44-й федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". К новому ФЗ предполагается принять ряд подзаконных актов, которые будут предоставлять преференции отечественным товарам. В частности, это может вызвать проблемы с приобретением иностранных лекарственных препаратов. Об этом на мини-семинаре, посвященном вступлению в силу нового ФЗ №44, сообщил заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Дмитрий Абросимов.
Суть нововведений
44-й федеральный закон принимался в спешке: 100 подзаконных актов Минэкономразвития разработал практически за 2 месяца. В результате, ФЗ состоит из трех условных блоков правовых норм.
Первый – это нормы, которые перешли из 94-го закона в том или ином виде. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) точно знает, как они будут работать.
Второй – либо достаточно измененные нормы, либо новые. ФАС, опираясь на общую практику и положения юриспруденции, может с высокой точностью прогнозировать, как она будет работать и давать какие-то комментарии по ним.
Третий – совершенно новые положения. Соответственно, как по ним работать не знает ни главный разработчик Минэкономразвития, ни Федеральная антимонопольная служба - главный правоприменитель этого закона.
«Поэтому на все вопросы сейчас ответить нельзя. Если вы планируете заниматься закупками, то 2014 год должен у вас пройти под знаменем самообразования по ФЗ-44, - считает Дмитрий Абросимов. - Нужно учиться, учиться регулярно, потому что будет множество изменений и разъяснений».
В целом, новый закон представляет попытку создания единой системы закупок. Многие критиковали 94-й закон за то, что он контролировал только сам процесс размещения заказов: извещение – аукционы – заключение контракта. Все остальное регулировалось и контролировалось крайне слабо. В связи с этим возникли многочисленные скандалы с закупками дорогих автомобилей (например, на этом пропиарился г-н Навальный со своим «РосПилом»). По словам Дмитрия Абросимова, критики было много, и действительно правомерной. Она зачастую направлялась в сторону ФАС, являющейся только исполнителем того закона. 44-й закон должен придать закупкам максимальные открытость и прозрачность. Так, предполагается, что заказчики должны четко обосновывать свою потребность в тех или иных товарах и услугах. Контролироваться будет и сам процесс выполнения контракта.
В частности, предполагается создание единой информационной системы, которая должна заработать уже через два года. Она будет представлять интерактивный портал, с помощью которого любой желающий (в первую очередь, так называемый общественный контролер) сможет проследить весь процесс закупки, начиная с самого начала – её обоснования, заканчивая результатами итоговой оценки исполнения контракта.
Другая тенденция нового закона – привлечение к закупкам субъектов малого и среднего бизнеса. Предполагается, что заказчики будут проводить достаточно большое количество аукционов и конкурсов на относительно небольшие суммы: от 20-50 тысяч и до нескольких миллионов. На них смогут выйти и субъекты малого бизнеса, которые ввиду отсутствия длинных технологических и посреднических цепочек, будут оказывать качественные услуги и поставлять такие же товары с максимальной скидкой.
«В силу определенных проблем с законом мы прогнозируем, что такое решение маловероятно, - замечает Дмитрий Абросимов. - Закон предполагает определенные ограничения не только для заказчиков, но и для поставщиков. Последним, чтобы участвовать в торгах, нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на сайте, направить ряд документов на электронную площадку, внести определенный залог. При подаче заявки на участие в торгах потенциальные поставщики должны замораживать определенную сумму для обеспечения заявки, затем вкладывать деньги для реализации контракта, либо получать банковскую гарантию. Для большинства предпринимателей, если речь идет о небольших суммах, это будет чересчур обременительно с точки зрения затрат времени и средств. Проще работать с бизнесом, а не с госзаказом. Тем не менее, такая тенденция есть».
Поддержка отечественного производителя - урон здоровью россиян?
По словам чиновника, новый закон сохраняет национальный режим осуществления закупок. Но теперь предполагается разработка ряда подзаконных актов, которые будут предоставлять определенные преференции для товаров, произведенных в России и странах СНГ.
«Здесь есть большая проблема: с одной стороны, мы все понимаем, что нужно развивать нашу промышленность, а не зарубежных стран. Но если отечественные товары будут иметь значительное преимущество, то, во-первых, заказчики будут стоять в очередь к поставщикам, причем не в основное окно, а в дополнительное, где будут принимать откаты за заключение контрактов. Так как они смогут выбирать, кому предоставить услугу в случае дефицита российских товаров и невозможности воспользоваться иностранным, - отмечает Дмитрий Абросимов.
Во-вторых, далеко не всегда отечественные продукты отвечают по качеству потребностям заказчика. В частности, это касается лекарственного обеспечения. Эксперты отмечают, что отечественные фармацевтические предприятия, к сожалению, в подавляющем большинстве выпускают продукцию, основное преимущество которой – низкая цена. А дешевизна достигается экономией на технологиях, на оборудовании, на персонале. К тому же, если отдельные российские препараты нужно вводить пациенту каждый день, то иностранные - только раз в неделю. Соответственно от последних побочный эффект значительно меньше, и результат для человека намного лучше.
По этому поводу идет ожесточенная битва в Москве. Конечно, даже частичный запрет допуска иностранных препаратов Минздрав не очень устраивает, поэтому будем смотреть, как это все устроится. Надеемся, что здравый смысл восторжествует, и преференции, предоставленные производителям России и стран СНГ, будут разумными и адекватными потребностям не только заказчиков и разработчиков, но и простых граждан».
Важно, что предполагаемая прозрачность госзакупок направлена на общественный контроль. Ему в законе посвящено несколько статей. В ближайшее время заказчики должны быть готовы к контролю общественных наблюдателей, которые привыкли задавать неудобные вопросы.