Алексей Панов: Необходимо разумное ограничение права на врачебную тайну

2800

Обеспечение прав пациента на защиту информации, относящейся к категории «врачебная тайна», является не просто одной из основных проблем врачебной этики. В силу противоречия российских законов это ещё и одна из основных проблем медицинского права. Такое заявление сделала член комитета Госдумы по охране здоровья, соруководитель проекта «Качество жизни (Здоровье)» Салия Мурзабаева. В четверг, 9 апреля, она выступала на круглом столе, посвященном конституционно-правовым аспектам защиты медицинской тайны после смерти лица, организованном партпроектами «Комфортная правовая среда» и «Качество жизни (Здоровье)».

По словам депутата, российские законы составлены таким образом, что после смерти человека его близкие могут получить данные о ходе лечения и другие сведения, составляющие врачебную тайну, лишь с предварительного письменного разрешения пациента.

– Но документ, который составляет врачебную тайну, на практике получить очень трудно, –  отметила Салия Мурзабаева. – С этим нет проблем, например, у правоохранительных органов, а гражданам приходится судиться за право узнать такую информацию. Абсолютизация понятия врачебной тайны в некоторых случаях нарушает права родственников. Мы предлагаем выработать оптимальные предложения и решить спорные вопросы.

Парламентарий назвала ситуацию, когда без бумаги от умершего родственники не имеют право узнать подробности диагноза и хода лечения, абсурдом.

Руководитель Центра медицинского права Алексей Панов в целом согласен с позицией народного избранника

– По данным Лиги защиты пациентов, ежегодно в России из-за врачебных ошибок погибают около 50 тысяч человек, а по моим расчетам – в два-три раза больше, – сообщил корр. портала VladMedicina.ru Алексей Валентинович. - Но при сегодняшнем толковании понятия «врачебная тайна» родные таких пациентов на досудебном этапе фактически лишены доступа к сведениям, составляющим эту самую тайну – хотя по факту уже владеют ей процентов на 80. Судите сами: если один из супругов лечится в больнице, второй супруг навещает его, знает отделение, диагноз, подробности лечения, выписанные лекарственные препараты, а иногда и сам их покупает. Но если человек умирает от ненадлежащей помощи, главврач на законных основаниях отказывает супругу в предоставлении медицинской документации.

По словам эксперта, родные умерших имеют право на денежную компенсацию морального вреда, вызванного потерей родственника и нравственными переживаниями.

А  чтобы обратиться с иском в суд, им нужно быть уверенным, что причина смерти – именно врачебная ошибка, а не позднее обращение или что-то еще, – поясняет медицинский юрист. – Потому и должен быть доступ к меддокументации для близких родственников пациента. То есть необходимо разумное ограничение права на врачебную тайну.

– В противном случае родные пациентов лишь напрасно загружают работой суды, да и сами несут немалые судебные траты, – резюмирует Алексей Панов.

Поделиться
2800
Личный кабинет