1

Тема: Запрет на платное образование

Депутат Госдумы от ЛДПР Валерий Селезнёв внёс в начале апреля 2013 г. в нижнюю палату законопроект, запрещающий получать медицинское образование на платной основе – только бюджет. Депутат сослался на то, Россия занимает пятое место в мире по числу врачей на душу населения и 130 - по эффективности медицинской системы, «диплом о высшем медицинском образовании превратился просто в часть социального статуса, и часто не имеет под собой никаких оснований в виде знаний и навыков оказания медицинской помощи». Можно поспорить, какой такой высокий социальный статус при такой оплате труда.

Отчасти верно, что неуспевающих «платников» держат из-за постоянных денежных поступлений в казну учебного заведения. И не один ВУЗ не желает переводить отличника-платника на бесплатное бюджетное место, стимулируя тем к обучению, а число бюджетных мест неуклонно стремится к минимальному. Но платное обучение не означает, что студент обязан быть дураком и лодырем. В большинстве вузов для всех студентов все пересдачи платные, и далеко не все желают тратить деньги так бездарно, им можно найти лучшее применение. Есть, конечно, категория «тупарей», которые все зачёты и экзамены сдают кошельком предков, но их очень немного, и были они во все времена.

Вне зависимости от принадлежности студента к бюджетникам или противоположному лагерю, только он сам определяет объём полученных им знаний, и процент хорошистов и отличников сейчас гораздо выше, чем 20-30-40 лет назад, модно учиться на «отлично», и в будущем красный диплом способен открыть двери престижного ЛПУ. Но шестилетнее институтское образование направлено только на освоение общих дисциплин и формирование клинического мышления, получив диплом о высшем образовании, выпускник формально становится врачом, но умение и право лечить он получает только вместе с сертификатом.   

Наше поколение после каждого курса имело, якобы, профессиональную практику, которая не всегда оборачивалась получением навыков. Чаще всего практикантов использовали в качестве «затычек»: после первого курса работала буфетчицей, после второго – мойщицей палат-коридоров, после третьего доверили раздачу таблеток и проводы больных по кабинетам, шприц держала только однажды. Только после четвёртого курса мне удалось научиться чему-то «врачебному» в ЦРБ, но сестринских навыков так и не смогла приобрести. Получив диплом врача, не умела делать ни инъекции, ни клизмы.   

Как и все предшествующие поколения, нынешние выпускники не владеют практическими навыками, надеясь получить их в рамках послевузовских образовательных программ интернатуры и ординатуры. Но клиническая ординатура тоже не гарантирует приобретение профнавыков, потому как по закону «Об образовании» федеральные государственные требования устанавливаются к структуре, а не к содержанию основных образовательных программ послевузовского образования. Каждая кафедра и отделение учит, как хочет и как может.

В условиях отсутствия полноценных государственных образовательных стандартов и чётких требований невозможно говорить о гарантиях качественной практической подготовки врачей. Для уровня полученных знаний формат оплаты учёбы неважен, а вот требования к программам обучения не должны носить общего характера и практика должна быть практикой, а не «затычкой» кадровых дырок. А пока, хочешь знать – узнаешь, не хочешь – не узнаешь, желаешь что-то уметь – ищи того, кто тебе покажет, как это делать.