«Частники» на пути консолидации

7333

В апреле этого года в Москве пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций. Тема Конгресса -  «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг». Аудитория Конгресса - руководители и собственники частных медицинских организаций, эксперты, представители исполнительной и законодательной власти. Каждый год мероприятие собирает 200 участников из 45 регионов России. Важнейшими вопросами предыдущих Конгрессов стали проблемы экономики здравоохранения, состояние государственного надзора, реальное, а не декларируемое правоприменение законодательных актов при осуществлении медицинской деятельности.

Один из вопросов, который будут обсуждаться на пленарном заседании III конгресса, -  «Объединительные процессы в частном здравоохранении».  Речь пойдет о том, с чего начинались эти процессы в нашей стране, через какие этапы прошла консолидация предпринимателей, и с какими проблемами и преградами им пришлось столкнуться на этом тернистом пути.  Об этом в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал председатель правления Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения Сергей Мисюлин.

Надзорный террор

- Сергей Сергеевич, поясните, пожалуйста, как «частники» пришли к осознанию необходимости консолидации, что послужило импульсом для объединительных процессов?

- Если тезисно, причина в ужесточении надзора со стороны государства и плачевном положении дел в бюджетном секторе медицины. Ведь изначально частные медицинские центры появились благодаря снижению доступности медицинской помощи в государственном сегменте. Здесь одно цеплялось за другое. Маленькая зарплата в госучреждениях стимулировала мздоимство врачей, впоследствии выстроились коррупционные цепочки, где врач обязан платить главному врачу, от которого зависит не только зарплата, но и сохранение должности. По данным Минздрава, в настоящее время фиксированная часть зарплаты составляет в среднем 35%, остальное составляют стимулирующие выплаты по усмотрению главного врача.

Недовольство населения медицинской помощью, ежегодный рост числа жалоб  повлекли ужесточение государственного надзора. Оборотной стороной бесправия врача стало отсутствие материальной ответственности врача перед пациентом. Сегодня всю ответственность за результаты лечения несет юридическое лицо. Поэтому основное давление надзорных органов направлено на организации. К компетенции юридического лица относится создание необходимых условий оказания медицинских услуг, однако этого недостаточно. Качество медицинской помощи на 90% зависит от действий врача. Поэтому ужесточение государственного надзора не привело к сокращению жалоб пациентов. Оно привело к созданию стимулов для объединения предпринимателей, формированию предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг.

- Как проходило и чем характеризовалось начало объединительных процессов в российской частной медицине?

- Консолидацию «частников» условно можно разделить на три этапа. Начальный охватывает период с 2004 по 2009 годы. А первая «ласточка» данного этапа - создание в 2004 году Росздравнадзора и передача его территориальным управлениям полномочий по лицензированию. В результате появления государственного надзорного ведомства и его некорректных действий в сфере косметологии одними из первых объединились предприниматели Москвы, создав НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник».  Более отдаленные последствия создания Росздравнадзора связаны с передачей его территориальным управлениям полномочий по лицензированию. Это привело к слому системы отношений, сложившихся в регионах между предпринимателями и органами лицензирования, коренным образом изменились правила игры, нередко государственный надзор напоминал игру без правил.

- Примеры можете привести?

- В качестве примера законодательных новаций, не подкрепленных механизмом реализации, можно упомянуть наделение Росздравнадзора полномочиями по регистрации новых медицинских технологий. Цель была самая благая — защитить пациентов от непроверенных методик. Однако отсутствие регламента привело к тому, что предприниматели за взятки регистрировали методы, которые врачи применяли десятилетиями, в том числе, имея оформленные на них патенты. Причем никто не понес ответственности за надзорный террор, развязанный в отношении частных медицинских организаций, подвергавшихся мощному давлению со стороны контролирующих органов. И это при отсутствии регламентов и вообще каких-либо нормативных актов в отношении новых медицинских технологий.

К Национальному союзу «частников»

- А что-то изменилось после передачи с 1 января 2008 года полномочий по лицензированию медицинской деятельности обратно субъектам РФ?

- К сожалению, возврата к прежним отношениям между предпринимателями и органами надзора не последовало, различия в подходах к лицензированию между субъектами стали увеличиваться. В 2008 году произошло еще одно знаменательное событие. Суд признал отказ департамента здравоохранения Москвы в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным. Это был прецедент. Также в конце 2008 года появился Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В нем предусматривалось, что в план проверок можно включать не более 10% членов саморегулируемой организации.

- Чем, по вашей классификации, ознаменовалось завершение первого этапа консолидации?

- В сентябре 2009 года в стенах комитета Госдумы по вопросам собственности состоялось совещание, посвященное возможности саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которое провел Виктор Плескачевский. А в ноябре этого же года в Москве прошел Саммит руководителей здравоохранения на тему «Роль медицинского сообщества в развитии здравоохранения и саморегулируемых организаций». На нем представители регионов  озвучили идею создания Национального союза, объединяющего региональные объединения частной системы здравоохранения.

- Итак, первый этап завершился, куда медицинское сообщество «частников» направилось дальше?

- Второй этап консолидации предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг ознаменовался созданием в июле 2010 года Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения. Одним из первых существенных результатов деятельности союза явилось внесение изменений в проект порядка оказания медицинской помощи по профилю «косметология».

Лицензионные споры

- Сергей Сергеевич, а как тогда разделяли зону ответственности за данный профиль государственный и частный секторы здравоохранения?

- Дело в том, что косметологические услуги никогда не входили в программу государственных гарантий, а потому традиционно относились к сфере ответственности частной медицины. В 2009 году Минздравсоцразвития вводит новую специальность «Косметология», не давая никаких разъяснений. В результате более 10 тысяч врачей дерматологов и хирургов, работающих в данной сфере, а заодно и их работодатели - лицензиаты в один миг превратились в нарушителей лицензионного требования о наличии у врача соответствующего образования.

В июне 2010 эксперты Национального союза подготовили заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «косметология». В результате внедрение Порядка отложили, он был зарегистрирован в Минюсте только в мае 2012 года, штатные нормативы стали носить рекомендательный характер, были удалены требования к площадям кабинетов.

- А как решался вопрос с образованием врачей-дерматовенерологов и хирургов, оказывавших косметологические услуги в течение длительного времени?

- Вопрос оставался нерешенным. В связи с этим в сентябре 2010 года состоялось обращение в Верховный суд о необходимости переподготовки по специальности «косметология». Суд указал, что для врачей, имеющих стаж более 10 лет, Приказом Минздравсоцразвития №705н предусмотрено повышение квалификации при наступлении очередного срока, переподготовка при этом не требуется.

В то же время  проводилась планомерная работа по изменению лицензионных процедур. Сложилась незаконная практика, когда для расширения перечня работ (услуг) лицензирующие органы требовали оформления новой лицензии, которая выдавалась параллельно действующей. В марте 2011 впервые в России в лицензию внесли новый перечень работ (услуг) путем переоформления. Суд обязал лицензирующий орган переоформить лицензию без проведения проверки и сбора документов. Результатом данной деятельности явилось появление в мае того года нового закона о лицензировании отдельных видов деятельности. В документе нашли отражение предложения экспертов Национального союза о бессрочности лицензий, их переоформлении в случае изменения перечня работ, ИЛИ местА? осуществления деятельности.

В тесной связке с ФАС

- Какие в данный период были взаимоотношения с Федеральной антимонопольной службой?

- Мы как раз только начали устанавливать контакты с ФАС. Первым значительным опытом взаимодействия между структурой и предпринимательским сообществом стала сплошная проверка Федеральной антимонопольной службой органов лицензирования в ноябре 2011 года. Данную проверку инициировали эксперты Национального союза, которые приняли непосредственное участие в разработке методических рекомендаций для территориальных органов ФАС. В результате был сделан неутешительный вывод о том, что количество жалоб граждан неуклонно растет: в 2009 году рост составил 52%, в 2010 г. - 147%; доля проверок по жалобам граждан составляет всего 9%, причем 43% всех жалоб ими не сопровождались.  

- Мы, наконец, подошли к третьему этапу. Чем он важен и примечателен?

- Третий этап консолидации начался в 2012 году  и продолжается до сих пор.Начало 2012 года ознаменовалось двумя важными событиями: в январе была зарегистрирована первая в России саморегулируемая организация в сфере оказания медицинских услуг, разработаны необходимые для регистрации правила и стандарты. Также в январе состоялся I-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций в Москве на тему «Развитие частной медицины как неотъемлемой части системы охраны здоровья граждан».

- Как в этот период выстраивались и продолжались отношения с ФАС?

- Закономерным продолжением взаимодействия между ФАС и предпринимательским сообществом стала проверка Федеральной антимонопольной службой деятельности Рособрнадзора по аккредитации образовательных организаций. Касаясь предыстории вопроса, необходимо отметить, что до 2011 года аккредитация проводилась, по сути, незаконно, поскольку отсутствовали федеральные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Их разработка была возложена на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не проявляли заинтересованности в этом вопросе, что не способствовало установлению единых подходов к обучению специалистов.

- Но в 2011-м в закон «Об образовании» внесли существенные изменения и дополнения. Какие новые веяния они принесли?

- После изменения закона в 2011 году года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация, и продлевалась аккредитация вузов - на том основании, что для высшего образования существуют государственные стандарты. Рособранадзор занял следующую позицию: вузы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация ставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

- Как отреагировала ФАС?

- Федеральная антимонопольная служба вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства об аккредитации, исключив дополнительное профессиональное образование. В 2011-2012 годах прошел ряд судебных разбирательств между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза. В результате   в новом законе «Об Образовании», принятом в 2013 году, норма об аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

Нацсоюз как гарант справедливости

- По какому сценарию развивалась ситуация с медицинским образованием дальше?

- Она получила продолжение в 2013 году. Минздрав подготовил приказ «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно ему, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации,  переподготовка) государственного образца. В апреле 2013 года эксперты Национального союза подготовили заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа Минздрава. В августе 2013 года в него были внесены изменения, согласно которым негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

- Что происходило с лицензированием?

- В этом периоде также продолжалась работа по изменению лицензионных процедур. Так, в декабре 2012 года по инициативе Национального союза состоялась проверка Росздравнадзором органов лицензирования субъектов РФ. Росздравнадзор подтвердил более ранние выводы ФАСа о том, что нарушения носят системный характер, они выявлены во всех субъектах РФ, создают искусственные барьеры, ухудшающие деловой и инвестиционный климат.

В сфере лицензирования за долгие годы сложилась порочная практика, в соответствии с которой приложение к лицензии в части работ (услуг) оформлялось с учетом видов помощи (первичная, специализированная и т.д.) согласно приказам Минздрава. Изменение видов помощи министерством приводило к требованию о переоформлении лицензии. В 2013 году вышел приказ Минздрава №121н. Новый руководитель  Росздравнадзора издал письмо от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13 о необходимости оформлять лицензии согласно этому документу. Одним из негативных последствий такой политики стал повсеместный отказ страховых компаний оплачивать услуги, оказанные медицинскими организациями в системе ОМС, если в лицензии были указаны «старые» виды помощи, несмотря на то, что сами услуги не изменились.

ФАС не согласился с позицией Росздравнадзора, тем более что в бланке лицензии, утвержденном Правительством, предусмотрено указание работ (услуг) согласно положению о лицензировании, утверждаемом Правительством. В результате действий Национального союза Минздрав издал разъяснения, согласно которому переоформление лицензий не требуется, поскольку приказ №121н не вводит новых работ и услуг.

- Известно, что Национальный союз активно выступал за возвращение рекламы медуслуг?

- Да, ведь с 1 января 2014 года она была запрещена. 3 июля прошлого года вступили в силу изменения в Закон о рекламе, вновь разрешающие рекламу медицинских услуг. Автором поправок выступил Сергей Калашников, председатель комитета по охране здоровья Государственной Думы, а обоснование поправок к закону подготовили эксперты Национального союза.

- Сергей Сергеевич, охарактеризуйте вкратце итоги обозначенных вами этапов консолидации?

- Сегодня можно с уверенностью говорить, что предпринимательское сообщество добилось на  этом пути значительных успехов. Вместе с тем, формирование врачебного сообщества, играющего ключевую роль в экономически развитых странах, в России по-прежнему буксует из-за отсутствия у врачей стимулов к объединению, а также их подчиненного положения.

В каких целях был создан Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения, чего он добился, как в России развиваетсяинститут саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг, и в чем заключаются основные проблемы, препятствующие развитию этого рынка, читайте в интервью порталу VladMedicina.ru президента Нацсоюза Сергея Лазарева в ближайшее время.


Ранее по теме:

13.02.2015 г. От сертификата к свидетельству об аккредитации: можно ли обойтись малой кровью?

02.02.2015и г. Елена Латышева: Консолидация «частников» нужна для борьбы с избыточностью проверок и потребительским экстремизмом пациентов

02.02.2015 г. Михаил Бала: Чем выше давление на «частников», тем быстрее и масштабнее происходит их консолидация

23.01.2015 г. Юрий Комаров: Будущих лидеров необходимо выявлять и учить их мыслить системно

22.01.2015 г. Елена Бобяк: Равноправие частной и государственной медицины существует только на бумаге 

16.01.2015 г. Андрей Коробов: Обществу требуется время для осознания фиктивности понятия «бесплатная медицина»

22.12.2014 г. Сергей Морозов: Диалога власти и представителей частной медицины до сих пор так и не состоялось

18.12.2014 г. Дмитрий Борисов: В России нет концепции единой системы здравоохранения на федеральном уровне

18.12.2014 г. Евгений Рабцун: Динамику развития рынка медицинских услуг оцениваю как сдержанно-позитивную!

04.12.2014 г. В апреле 2015 г. пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций



  Рейтинг: 5, Голосов: 5



Поделиться
7333
Личный кабинет