Геймеры совершили научный прорыв

Поклонники онлайн-игр совершили прорыв, выходящий за пределы виртуальной реальности: им удалось расшифровать структуру фермента вируса, схожего со СПИДом. Над разгадкой этой тайны ученые бились в течение целого десятилетия.

Сообщивший об открытии журнал Nature Structural & Molecular Biology признал геймеров и ученых коллегами по исследованию.

Целью работы был мономерный фермент протеаза, расщепляющий молекулярную связь ретровирусов, к числу которых принадлежит и ВИЧ. Знание структуры этой белковой молекулы может помочь понять причины многих заболеваний и разработать лекарства от них.

Микроскоп позволяет увидеть лишь плоскую картинку, которая неискушенному зрителю напомнит тарелку спагетти. Чтобы вычислить, на какие области можно воздействовать с помощью лекарств, фармацевтам необходимо полное трехмерное изображение.

И вот в 2008 году ученым Вашингтонского университета пришла в голову идея создания игры Foldit. Игроки делятся на две команды и с помощью набора инструментов пытаются опередить друг друга в «распутывании» цепочек аминокислот, из которых состоят белки.

К величайшему изумлению ученых, всего за три недели игрокам удалось создать точную модель фермента.

Расшифровка структуры фермента «открывает широкие перспективы для разработки новых антиретровирусных препаратов», - отмечается в исследовании. Речь в конечном итоге пойдет о возможности создания лекарства от СПИДа.

Геймеры впервые в истории разрешили столь важную научную проблему. Один из создателей игры Foldit Сет Купер пояснил информагентству Reuters, почему самым обычным пользователям интернета удалось сделать то, что оказалось не под силу компьютерам:

«Людям присуще пространственное мышление, а у компьютеров с этим пока проблемы. Пространство игры позволило нам объединить сильные стороны человека и компьютера. И, как показал наш эксперимент, сочетание игры с научными знаниями и мощью вычислительной техники позволяет совершать беспрецедентные прорывы!»