Новый препарат концерна Bayer

3945
Тромбоз, то есть образование кровяного сгустка, из года в год уносит в западных странах вдвое больше человеческих жизней, чем рак молочной железы, рак простаты, СПИД и дорожно-транспортные происшествия, вместе взятые.

"Тромбы могут образовываться везде, в любом кровеносном сосуде нашего организма, - поясняет доктор Элизабет Перцборн (Elisabeth Perzborn), одна из тех, кого выдвинули теперь на соискание Немецкой премии будущего. Наибольшую известность получили тромбозы, возникающие при нарушениях сердечного ритма. Замедление тока крови способствует образованию тромба, который может оторваться от стенки сосуда и перенестись в другой сосуд, закупорив его и нарушив кровоснабжение соответствующего органа". А это чревато самыми тяжелыми последствиями - вплоть до летального исхода. Ведь обструкция, то есть закупорка, коронарной артерии приводит к инфаркту миокарда, закупорка легочной артерии - к эмболии легких, любой артерии головного мозга - к инсульту.

Скудный ассортимент антикоагулянтов

Тромбозы могут протекать в сосудах при различных заболеваниях, а также развиться вследствие хирургической операции. К сожалению, ассортимент антикоагулянтов, имеющихся в распоряжении медиков, долгое время был крайне ограничен. Собственно, он сводился к двум классам веществ. Это, во-первых, гепарин, природный антикоагулянт, непосредственно влияющий на свертываемость крови.

Однако этот препарат имеет ряд недостатков, - говорит доктор Дагмар Кубитца (Dagmar Kubitza), второй номинант Немецкой премии будущего. - Он вводится в форме инъекций. Каждый день терпеть уколы - это малоприятно. Кроме того, если пациент страдает почечной недостаточностью, приходится очень внимательно следить за дозировкой". Второй класс - это так называемые антагонисты витамина К. Речь идет о синтетических непрямых антикоагулянтах, подавляющих витамин-К-зависимые факторы свертывания крови. К таким препаратам относятся, например, маркумар, варфарин или фениндион. Они не требуют инъекций, поскольку выпускаются в виде таблеток, но и их применение связано с рядом сложностей, - говорит Дагмар Кубитца. - Тут проблема в том, что эти препараты требуют постоянного строгого контроля за составом крови больного, поскольку взаимодействуют со многими другими медикаментами и многими продуктами питания. Тут нужен глаз да глаз: чуть меньше дозировка - растет вероятность образования тромба, чуть больше - сразу повышается риск кровотечения".

Новый класс антикоагулянтов

Разработчики нового препарата - он именуется Rivaroxaban, торговая марка Xarelto, - проделали колоссальную работу. Используя самые совершенные методы исследования, они протестировали более 200 тысяч веществ. Затем 2 тысячи из них были синтезированы в вуппертальской лаборатории и испытаны на фармакологические и фармакокинетические свойства. Разработчикам, в число которых, помимо двух уже упомянутых исследовательниц, входит также Франк Миссельвитц (Frank Misselwitz), удалось добиться решающего успеха, соединив в одной молекуле преимущества двух классов веществ.

В результате полученное ими соединение обладает практически идеальным для антикоагулянта набором свойств - эффективностью, избирательностью, переносимостью, пригодностью к пероральному приему. "Xarelto - это таблетка, принимаемая один раз в день, - говорит Дагмар Кубитца. - Дозировка не зависит ни от возраста, ни от пола, ни от массы тела пациента. И следить за составом его крови, как в случае с другими препаратами, уже не требуется".

Свертывание крови - это целый каскад сложных биохимических реакций, в ходе которых белок протромбин - неактивный предшественник фермента тромбина - переводится в активную форму. Тромбин трансформирует содержащийся в плазме крови растворимый белок фибриноген в нерастворимый белок фибрин, в результате чего начинает образовываться кровяной сгусток. Ключевую роль в этом каскаде реакций играет молекула, именуемая фактором Ха, что и сделано ее главной мишенью в глазах разработчиков нового антикоагулянта. Rivaroxaban является прямым ингибитором фактора Ха, и именно этим объясняется его способность эффективно блокировать образование тромба.

Сегодня препарат допущен к клиническому применению в странах Евросоюза, а также Австралии, Китае, Канаде, Мексике и Сингапуре. Близится к завершению процедура оформления допуска в США. Кроме того, если пока этот медикамент используется лишь для профилактики венозных тромбоэмболий у взрослых пациентов при подготовке их к имплантации протеза тазобедренного или коленного сустава, то вскоре сфера его применения может быть существенно расширена. Потенциал препарата будет исследован в рамках клинических испытаний с более чем 65 тысячам участников.

Поделиться
3945
Личный кабинет