Открыт новый метод борьбы с хламидиозом

Российские ученые из Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины, Института биологии развития им. Н.К. Кольцова и МФТИ обнаружили в организме и в иммунной системе человека особые белки, которые могут послужить ключом к избавлению человечества от хламидиоза. Об этом информируют РИА Новости. Исследование принято к публикации в журнале Infection and Immunity.

По статистике ВОЗ, примерно 100 миллионов человек по всей Земле ежегодно заражаются хламидиозом – венерической болезнью, вызываемой бактериями-хламидиями (Chlamydia trachomatis). Эти микробы способны проникать внутрь клеток человеческого организма и жить в них крайне долгое время, не проявляя себя, однако при ослаблении иммунитета они могут вызывать ряд серьезных болезней вроде трахомы, уретрита и ряда воспалений, ведущих в некоторых случаях к бесплодию и слепоте.

В ходе своего жизненного цикла хламидии постоянно меняют форму, выступая то ретикулярными, то элементарными тельцами.

Первые имеют хорошую защиту и приспособлены к выживанию в межклеточном пространстве, что позволяет им распространяться в организме и заражать другие клетки. Элементарные тельца могут выживать только внутри клетки-хозяина, но зато в этой форме хламидии активируют обмен веществ и начинают размножаться. Такая переменчивость бактерий сильно затрудняет лечение хламидиоза.

Российские ученые предложили использовать для лечения хламидиоза специфические белки иммунной системы человека, распознающие некоторые компоненты клеточных стенок бактерий (пептидогликан-распознающие белки). Они могут присоединяться к микробам и ломать их внутриклеточную систему обмена веществ, что приводит к гибели микроорганизма. Известно, что таким образом пептидогликан-распознающие белки могут уничтожать бактерии кишечной (Escherichia coli) и сенной (Bacillus subtilis) палочек, а их система реакции на стресс аналогична системе хламидий вида Chlamydia trachomatis.

Руководствуясь этой идеей, группа исследователей Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины, Московского физтеха и Института биологии развития РАН поместила культуру человеческих клеток в раствор с некоторым количеством таких белков, после чего попыталась заразить их хламидиями. Как показал этот опыт, догадка ученых из России действительно сработала – число микробов в клетках уменьшилось в 10 раз по сравнению с культурами из контрольной группы.

- В дальнейшем результаты исследования могут быть применены для выяснения конкретного механизма действия пептидогликан-распознающих белков на хламидии. Представления о потенциальных мишенях для природных и синтетических агентов могут помочь в разработке лекарств, направленных на лечение хламидиоза, - прокомментировал свою работу автор исследования Павел Бобровский.

Фото с сайта: www.doctorfm.ru