Ученые тестируют способ предотвращения гриппа без вакцин

«Вакцину от гриппа приходится менять ежегодно из-за постоянных мутаций вируса. Мы пытаемся обратиться к более фундаментальным процессам, которые не специфичны относительно штаммов вируса», – говорит автор исследования, иммунолог из Университета штата Огайо (The Ohio State University) Джейкоб Юнт (Jacob Yount).

От исследований на культурах клеток ученые уже перешли к экспериментальному лечению мышей. Какие-либо испытания на людях возможны лишь через много лет, но конечная цель авторов – разработать безвакцинный способ предотвращения гриппа. Работа опубликована в журнале PLOS Pathogens.

Метод заключается в повышении концентрации белка IFITM3 (интерферон-индуцируемый трансмембранный белок 3), эффективного в борьбе со всеми известными штаммами influenza. Важным моментом является то, что поднять уровень IFIТM3 нужно до контакта с вирусом. В естественных условиях IFITM3 начинается вырабатываться в больших количествах только в присутствии вируса гриппа, тем самым он снижает тяжесть протекания инфекционного заболевания. Он улавливает вирус и не дает ему воспроизводиться, соответственно, если поднять его уровень заблаговременно – инфицирования не произойдет.

Во всех клетках присутствует небольшое количество IFITM3. При вторжении вируса ускоряется производство интерферона, который поддерживает выработку IFITM3, подавая сигналы энзиму, утилизирующему этот белок, не включаться, и давая возможность бороться с инфекцией. Именно этот энзим – NEDD4 – стал мишенью в экспериментах. При его подавлении в клетках легких мышей и человека происходит накопление IFITM3, что в свою очередь повышает сопротивляемость. Важно, что при этом интерферон исключается из процесса вместе с сопутствующими побочными эффектами. «Уровень белка в спокойном состоянии достаточен для подавления вируса, если вы избавляетесь от энзима NEDD4», ­– объясняет Юнт.

Главным остается вопрос о том, когда и как избавляться от NEDD4: исследования показали, что он важен для эмбрионального развития, и без него мышки не доживают до родов. Однако у взрослых его отсутствие не представляет угрозы здоровью, поэтому сейчас Юнт тестирует эффекты подавления NEDD4 у взрослых мышей.

Источник статьи и фото: Медпортал