Врачей обяжут считаться с религиозными ограничениями на лечение

Увеличение числа проверок медицинских учреждений надзорными органами в 2013 году, а, следовательно, и их ужесточение, в скором времени может привести не к одному казусу. Ревизоры, как правило, при проверке медучреждений руководствуются нормативными актами, которые не только могут противоречить друг другу, но и плохо учитывать особенности медицины.
 
Одним из спорных пунктов нового законодательства, а именно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в статье №6. К пунктам 1 и 2 (соблюдение этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медработников и иных работников медицинской организации и оказание медпомощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента) добавились новые подпункты.
 
В частности, появились основные ограничения на врачебные манипуляции, накладываемые религиями. Самым жесткими являются ограничения для лечения мусульман (продукты питания и применяемые лекарственные средства должны быть халал, т.е. разрешенными), иудеев (те же моменты) и пациентов, исповедующих аюрведу (им нельзя употреблять говядину и принимать лекарства на основе бычьей сыворотки). В исцелении католиков, протестантов и православных особых ограничений у врача нет.
 
В законе определено и отношение основных религий к интенсивной терапии. В аюрведе необходимо до конца бороться за жизнь человека, в буддизме – предпочтительнее дать ему умереть, в протестантстве нужно сделать все возможное для того, чтобы позволить ему сохранить личность. У мусульман реанимация возможна, правда, если она не угрожает жизни пациента и способствует ее продлению, у православных поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями. В состоянии католиков важно оценить, какова будет польза для больного, какому риску он подвергается и к каким последующим страданиям это может привести. Интенсивная терапия для него возможна, если польза от нее не превышает потенциальный риск. Для иудеев должен собраться консилиум (не менее трех врачей), который вместе с семьей больного рассмотрит все варианты лечения. Если имеется хотя бы один шанс спасти жизнь человеку, необходимо проводить интенсивную терапию, если реанимация приведет к фатальному исходу и причинит человеку страдания и боль, то от вмешательства стоит воздержаться.
 
То есть, врачу стоит учитывать особенности другой веры, даже если сам не принадлежит ни к одной из них. Представьте себе ситуацию: на прием к доктору попадает человек, который исповедует иудаизм или ислам. Согласно закону, врач должен помнить, что мусульманину нельзя назначать лекарственные средства, которые не являются халал, а адептам аюрведы препараты на основе бычьей сыворотки. Сложнее обстоит дело с реанимацией, поскольку во многих случаях, у специалистов попросту нет возможности спросить пациента, какую веру он исповедует. В случае если специалист об этом забудет, а пациент не напомнит, врача можно привлечь к административной ответственности.
 
Однако на сегодняшний момент, как оказалось, данные пункты пока еще официально не введены в действие. Как рассказала корр. портала VladMedicina руководитель Росздравнадзора по Приморскому краю Наталья Двуреченская, в законе продублирована норма конституции, не подкрепленная пока нормативными подзаконными актами.

«Ранее принятые стандарты и нормативы сегодня не предусматривают особенностей лечения пациентов, исповедующих ту или иную веру. Все отдается в ведение врача»,- отметила Наталья Михайловна. Она не исключила, что до принятия необходимых документов, пациент может договариваться с врачом о тонкостях лечения, согласно верованиям в частном порядке.
 
Духовные лидеры двух наиболее широко представленных в Приморье религиозных сообществ уже высказались о поддержке врачей, которых в скором времени надзорные органы начнут проверять на соответствие лечения по принципу вероисповедания.
 
Муфтий дальневосточных мусульман, шейх Абдулла (Дамир) Ишмухамедов, который также является практикующим врачом-анестезиологом, в разговоре с корр. портала отметил, что мусульманская община готова встать на защиту интересов любого врача, на которого будет наложено административное взыскание.

«При этом важно помнить, что все случаи уникальны, поэтому здесь не идет речи о том, что мы готовы защищать всех медработников. Мы всегда выслушаем обе стороны, разберемся в ситуации и вынесем свое экспертное мнение для надзорного органа»,- подчеркивает Дамир Джамильевич.
 
Председатель общества православных врачей Александр Талько также напоминает, что при возможных проверках ревизорам не стоит судить однобоко, а в равной степени учитывать права пациентов и медперсонала.

«В противном случае, это может серьезно помешать работе врачей»,- уверен отец Александр.
 
Оба эксперта сходятся во мнении, что у любого пациента, к какой вере он бы не принадлежал, должно быть, прежде всего, доверие к доктору.
 
«Конечно, у мусульман существует ряд ограничений по приему препаратов и по переливанию крови, но когда жизни человека угрожает опасность, многие из них не принимаются во внимание врачом. Самое главное, это жизнь человека. В случае плановой помощи, думаю, специалист не будет возражать, если во время осмотра жены с ней будет рядом ее муж»,- отмечает шейх Абдулла.
 
«Если болезнь приходится на время поста, то для больного возможны послабления, поскольку для него важнее сохранить жизнь»,- добавляет отец Александр.

Метки: врачи

Просмотров: 2679

Паллиативную помощь развивают на Сахалине
22 января 2018

Паллиативную помощь развивают на Сахалине

В областном онкологическом диспансере открылось специализированное отделение, для этой структуры выделен отдельный блок, в котором установлено специальное оборудование.

Корейские клиники зайдут во Владивосток
22 января 2018

Корейские клиники зайдут во Владивосток

В столице Приморья сформируют условия для работы корейских медучреждений. Минвостокразвития готовит межправительственное соглашение между Россией и Республикой Корея.

К охране детских ЛПУ Приморья – со всей серьезностью
22 января 2018
эксклюзив

К охране детских ЛПУ Приморья – со всей серьезностью

Вопиющий случай нападения на медсестру во Владивостокской поликлинике №4 вынудил усилить меры безопасности по защите персонала в лечебно-профилактических учреждениях края.

На Камчатке развивается санаторная реабилитация
21 января 2018

На Камчатке развивается санаторная реабилитация

Процедуры по восстановлению жизненно важных функций организма, нарушенных из-за перенесенных инфарктов и инсультов, пациенты Камчатского края получают в рамках ОМС.

В Шмаковке не хватает медиков
20 января 2018

В Шмаковке не хватает медиков

Молодые врачи не рвутся работать в санаториях Кировского района Приморья. Сегодня знаменитый своими лечебными источниками курорт испытывает дефицит в многих специалистах.

Экотестер.рф

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш комментарий:
Цифры на картинке: Включите показ изображений в браузере (обновить картинку)
 
Версия для печати
ВХОД
Логин:
Пароль:


Разработка сайта — ЦРТ
Кодекс этики врачей Рунета