Врачей обяжут считаться с религиозными ограничениями на лечение

Увеличение числа проверок медицинских учреждений надзорными органами в 2013 году, а, следовательно, и их ужесточение, в скором времени может привести не к одному казусу. Ревизоры, как правило, при проверке медучреждений руководствуются нормативными актами, которые не только могут противоречить друг другу, но и плохо учитывать особенности медицины.
 
Одним из спорных пунктов нового законодательства, а именно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в статье №6. К пунктам 1 и 2 (соблюдение этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медработников и иных работников медицинской организации и оказание медпомощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента) добавились новые подпункты.
 
В частности, появились основные ограничения на врачебные манипуляции, накладываемые религиями. Самым жесткими являются ограничения для лечения мусульман (продукты питания и применяемые лекарственные средства должны быть халал, т.е. разрешенными), иудеев (те же моменты) и пациентов, исповедующих аюрведу (им нельзя употреблять говядину и принимать лекарства на основе бычьей сыворотки). В исцелении католиков, протестантов и православных особых ограничений у врача нет.
 
В законе определено и отношение основных религий к интенсивной терапии. В аюрведе необходимо до конца бороться за жизнь человека, в буддизме – предпочтительнее дать ему умереть, в протестантстве нужно сделать все возможное для того, чтобы позволить ему сохранить личность. У мусульман реанимация возможна, правда, если она не угрожает жизни пациента и способствует ее продлению, у православных поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями. В состоянии католиков важно оценить, какова будет польза для больного, какому риску он подвергается и к каким последующим страданиям это может привести. Интенсивная терапия для него возможна, если польза от нее не превышает потенциальный риск. Для иудеев должен собраться консилиум (не менее трех врачей), который вместе с семьей больного рассмотрит все варианты лечения. Если имеется хотя бы один шанс спасти жизнь человеку, необходимо проводить интенсивную терапию, если реанимация приведет к фатальному исходу и причинит человеку страдания и боль, то от вмешательства стоит воздержаться.
 
То есть, врачу стоит учитывать особенности другой веры, даже если сам не принадлежит ни к одной из них. Представьте себе ситуацию: на прием к доктору попадает человек, который исповедует иудаизм или ислам. Согласно закону, врач должен помнить, что мусульманину нельзя назначать лекарственные средства, которые не являются халал, а адептам аюрведы препараты на основе бычьей сыворотки. Сложнее обстоит дело с реанимацией, поскольку во многих случаях, у специалистов попросту нет возможности спросить пациента, какую веру он исповедует. В случае если специалист об этом забудет, а пациент не напомнит, врача можно привлечь к административной ответственности.
 
Однако на сегодняшний момент, как оказалось, данные пункты пока еще официально не введены в действие. Как рассказала корр. портала VladMedicina руководитель Росздравнадзора по Приморскому краю Наталья Двуреченская, в законе продублирована норма конституции, не подкрепленная пока нормативными подзаконными актами. «Ранее принятые стандарты и нормативы сегодня не предусматривают особенностей лечения пациентов, исповедующих ту или иную веру. Все отдается в ведение врача»,- отметила Наталья Михайловна. Она не исключила, что до принятия необходимых документов, пациент может договариваться с врачом о тонкостях лечения, согласно верованиям в частном порядке.
 
Духовные лидеры двух наиболее широко представленных в Приморье религиозных сообществ уже высказались о поддержке врачей, которых в скором времени надзорные органы начнут проверять на соответствие лечения по принципу вероисповедания.
 
Муфтий дальневосточных мусульман, шейх Абдулла (Дамир) Ишмухамедов, который также является практикующим врачом-анестезиологом, в разговоре с корр. портала отметил, что мусульманская община готова встать на защиту интересов любого врача, на которого будет наложено административное взыскание. «При этом важно помнить, что все случаи уникальны, поэтому здесь не идет речи о том, что мы готовы защищать всех медработников. Мы всегда выслушаем обе стороны, разберемся в ситуации и вынесем свое экспертное мнение для надзорного органа»,- подчеркивает Дамир Джамильевич.
 
Председатель общества православных врачей Александр Талько также напоминает, что при возможных проверках ревизорам не стоит судить однобоко, а в равной степени учитывать права пациентов и медперсонала. «В противном случае, это может серьезно помешать работе врачей»,- уверен отец Александр.
 
Оба эксперта сходятся во мнении, что у любого пациента, к какой вере он бы не принадлежал, должно быть, прежде всего, доверие к доктору.
 
«Конечно, у мусульман существует ряд ограничений по приему препаратов и по переливанию крови, но когда жизни человека угрожает опасность, многие из них не принимаются во внимание врачом. Самое главное, это жизнь человека. В случае плановой помощи, думаю, специалист не будет возражать, если во время осмотра жены с ней будет рядом ее муж»,- отмечает шейх Абдулла.
 
«Если болезнь приходится на время поста, то для больного возможны послабления, поскольку для него важнее сохранить жизнь»,- добавляет отец Александр.

Метки: врачи

Просмотров: 946

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш комментарий:
Цифры на картинке: Включите показ изображений в браузере (обновить картинку)
 
Версия для печати
ОПРОС
Сможет ли интернет-очередь в поликлинику "победить" обычную?
ВХОД
Логин:
Пароль:

Разработка сайта — ЦРТ
Кодекс этики врачей Рунета Rambler's Top100