Раку дадут отпор морские беспозвоночные

Ученые Дальневосточного федерального университета в Приморском крае вместе с коллегами из Швейцарии уверены, что Россия имеет шанс занять первое место в мире по добыче лекарственных соединений из морских беспозвоночных. Многие из них имеют мощный противоопухолевый потенциал, что позволяет говорить о создании рынка новых лекарств для таргетной терапии рака, сообщили порталу VladMedicina.ru в пресс-службе ДВФУ. Научный обзор на эту тему опубликован в Marine Drugs.

Владимир Катанаев, ДВФУ, онкология, разработка лекарств, рак, таргетная терапия, Школа биомедицины, Юрий Хотимченко

Место лидера по добыче новых биологически активных соединений из морских беспозвоночных прочат российскому Дальнему Востоку. В акваториях Японского, Охотского и Берингова морей обитают от нескольких десятков тысяч до двух миллионов новых видов беспозвоночных, которые ещё предстоит открыть и изучить. Ученые предполагают, что биоразнообразие северных территорий может ничуть не уступать тропикам.

Исходя из данных по количеству уже известных видов беспозвоночных, найденных на северо-западе Тихого океана, ученые сделали план-прогноз, указывающий на чрезвычайно высокий коммерческий потенциал Дальнего Востока. Они отметили общественную значимость местного биоразнообразия как источника лекарств нового поколения.

- От 40 до 50% всех известных в мире лекарств получено из природных химических соединений, — рассказал директор Школы биомедицины ДВФУ Юрий Хотимченко. - Доля биологически активных соединений из морских организмов в этом списке не так велика. Однако уже сегодня мы точно знаем, что химическое разнообразие соединений из морских беспозвоночных значительно превосходит соединения из наземных лекарственных растений. Это значит, что, изучая морских беспозвоночных, мы имеем гораздо больше шансов открыть перспективные соединения-кандидаты на роль препаратов нового поколения

Ученый добавил, что потенциальное количество новых видов беспозвоночных в российских акваториях очень велико. По самым скромным подсчетам, на Дальнем Востоке это около 10 тысяч видов, что выглядит как явная недооценка. По средне-оптимистическому прогнозу, речь идёт о 100 тысячах неоткрытых видов, а по самым смелым предположениям, их количество достигает двух миллионов. Таким образом, Россия может стать лидером в области морской биомедицины уже в обозримом будущем.

- Из 30 тысяч известных в мире биологически активных соединений, полученных из морских организмов, только 30 или 40 единиц стали лекарственными кандидатами, дошедшими до клинических испытаний, - приводит расчёты заведующий лабораторией фармакологии природных соединений департамента фармакологии и фармации Школы биомедицины ДВФУ Владимир Катанаев. - Большинство из этих соединений - противораковые агенты. По нашей оценке, на российском Дальнем Востоке может быть найдено от 100 тысяч до  миллиона новых лекарственных соединений. От шести до 60 тысяч из них будут обладать противораковой активностью на доклиническом уровне. От 150 тысяч до 1,5 млн дойдут до клинических испытаний. Большинство из них будут новыми, а не подобными уже открытым прежде соединениям

Ученый указал, что приведенные значения - просто огромные цифры по стандартам мировой фармакологической индустрии. 150-1500 биологически активных соединений, дошедших до клинических испытаний, - это целый рынок препаратов таргетной противораковой терапии (не влияет на здоровые клетки человеческого организма), сопоставимый с объемами рынка США.

Вместе с оптимистичными прогнозами, исследователи предупреждают о важности сохранения морского биоразнообразия, без которого невозможно развитие биомедицины и разработка новых лекарств. Прямо сейчас вся потенциальная экономическая выгода может «утекать сквозь пальцы». Причина — пугающий темп утраты биоразнообразия во всём мире. В среднем, каждый день на Земле исчезает 150 видов живых организмов.