Новая веха медицины Камчатки

3499

Эпидемия гриппа охватила Камчатку в начале февраля: более 10,5 тысяч человек за 4 недели этого года переболели гриппом и ОРВИ. Такой результат могут дать как пренебрежительное отношение камчатцев к собственному здоровью, так и безответственное отношение заболевших к окружающим. Однако, врачи Камчатки к обострению ситуации оказались готовы: для госпитализации каждого человека – в больницах региона место есть. Правда, нагрузка на камчатских медиков во время эпидемии вырастает в разы, очереди в поликлиниках увеличиваются, телефоны раскаляются…

О том, как на полуострове изменилась ситуация в сфере здравоохранения, что из запланированного удалось выполнить за последние годы и в чем пришлось разочароваться - об этом и многом другом журналисту  Надежде Гуреевой,  специально для «КамИНФОРМ»,  рассказал заместитель председателя Правительства края, заслуженный врач РФ Валерий Карпенко. 
 

- Валерий Николаевич, для медицины Камчатки была выделена колоссальная сумма (по проекту «Модернизация здравоохранения»): более трех с половиной миллиардов рублей. На что ушли эти средства, и в какой стадии сейчас находится реализация этого проекта?

- Капитальный ремонт заканчивается на 104 объектах здравоохранения. Почти все 47 учреждений здравоохранения, которые есть в крае, мы оснастили необходимой техникой. Сейчас освоено почти 90% всех денег, которые должны были уйти на поставку нового оборудования.
Монтируются компьютерные томографы, около 40 рентгеновских аппаратов, 32 аппарата ультразвуковой диагностики (большая часть – экспертного класса), аппараты для искусственной вентиляции легких.
Навигаторами ГЛОНАСС оборудовали автомобили «Скорой помощи». Закуплена масса расходных материалов, которые нужны каждому учреждению.
Мы подходим к тому рубежу, когда можно говорить о настоящем переоснащении. До начала этого проекта мы жили практически на «голодном пайке».
Принцип, по которому распределялось оборудование по медицинским учреждениям – в необходимости. Ситуация по каждой заявке, в том числе, по ценовой политике, отслеживалась экспертной комиссией.
Благодаря столь пристальному вниманию к реализации проекта, удалось остановить (вернее, удержать!) нескольких главных врачей, которые шли по пути, указанному фирмами-поставщиками. В результате мы сэкономили более 100 миллионов рублей. Эти деньги вновь были пущены на оснащение медицинских учреждений.

- На Камчатке появился новый аппарат литотриптер. В чем уникальность этой техники?

- Аппарат очень серьезный. В России таких – всего четыре. Это оборудование для дробления камней в почках и мочеточнике. До его появления прошло более трех лет, весь этот период прежний аппарат был сломан.  Пациентов приходилось в течение последнего времени отправлять за пределы края. Сейчас на новом оборудовании мы обучили двоих докторов, через пару недель начнем работу. А это значит, что около 150 пациентов мы сможем вылечить здесь, на Камчатке.

- Центральные города региона оснастили. А на севере Камчатки как решен вопрос поставки новой техники?

- И на север мы доставили хорошее оборудование. На оснащение каждого фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) ушло порядка 800 тысяч рублей. К сожалению, пока мы не в полной мере можем использовать эти пункты. Для работы необходимы переподготовленные кадры. Минзрав края сейчас занимается обучением врачей и фельдшеров работе на новой технике, а вот новых, молодых кадров там не хватает.
В рамках проекта мы подготовили зубоврачебные кабинеты практически во всех крупных пунктах северных районов края. Оснастили эти кабинеты новой техникой (раньше для лечения использовались бормашины старого образца). Однако специалистов также не хватает. Пока что кариес, - самое распространенное заболевание коренного населения Камчатки, - лечат в рамках краевой программы выездные стоматологические бригады.

- Валерий Николаевич, а удалось ли обеспечить больницы медицинскими инструментами, предметами личного пользования для пациентов?
 

- Мы обеспечили оснащением, мягкой мебелью, медикаментами и прочими необходимыми предметами практически все учреждения здравоохранения края. Решен вопрос с постельным бельём. Уже нет таких ситуаций, когда пациентам приходилось бы ложиться на старые штопаные простыни.
В рамках программы «Модернизации» мы обеспечили и появление более чем двух тысяч компьютерных мест для медработников по всем учреждениям здравоохранения региона. Конечно, сейчас в среднем сотруднику нужно от 5 до 15 уроков только для того, чтобы освоить азы компьютерной науки. Это сложно. Но лет через пять у всех пациентов будут электронные карты, которые позволят получать информацию лишь по идентификационному номеру.

- В больницах, по вашим словам, есть всё. Но посетителей больниц и амбулаторий волнует ещё один вопрос: как пользоваться железными скамейками в коридорах, чтобы не заболеть?

- Это явление меня удивляет. Сейчас главный врач может приобрести пластиковые покрытия для этих антивандальных скамеек. Эта мебель вечная, но пациентам необходимы человеческие условия. Обратиться с претензиями посетитель медучреждения может к руководителю учреждения. Этот вопрос в принципе решить можно оперативно, просто пригласив посидеть главного врача на такой скамейке некоторое время.

- Удалось ли урегулировать проблему электронной записи пациентов к специалистам?

- Сейчас в Петропавловске мы меняем компьютерную систему в терминалах выдачи талончиков на новую, наиболее эффективную. К концу месяца планируем её запустить. Пациент сможет попасть к врачу через личный кабинет в специальных терминалах, которые установлены во многих больницах. Когда всё будет готово, мы проведём «школу пациентов» - расскажем, как оборудованием нужно пользоваться. Однако, к дефицитным узким специалистам внедрить электронную очередь мы не сможем. Дело в том, что почти в 30% случаев граждане записываются на приём и не приходят. А позвонить и честно отказаться от посещения врача камчатцы почему-то не могут. Это проблема всех регионов России, на мой, взгляд, у самих пациентов должно быть чувство ответственности.

- Сколько объектов в сфере здравоохранения получилось отремонтировать в 2012 году?

- В прошлом году мы сдали 77 капитально отремонтированных объектов. До 1 июня 2013 года должны сдать остальные 38. В целом, на ремонты ушло около 2 млрд. рублей. Учреждения приобретают новый вид. Но настоящей головной болью для нас стала работа с проектировщиками. Так для детской краевой больницы в проекте вентиляционный канал по размеру больше, чем коридор. Или в одном из корпусов психоневрологического диспансера, например, подготовлен проект таким образом, что при движении по коридору человек головой бьется о потолок. Отвратительная работа! Строители выкручиваются из ситуации, как могут. Затем начинаются суды, далее неисполнение работ и претензионная работа. В результате – объекты не сданы в срок. При этом кабинеты врачей работают, а пациенты – недоумевают и жалуются.

- В 2013 году что-то будет строиться, или только старые объекты доведёте до ума?

- В этом году, я думаю, мы начнем проектирование нового типового корпуса роддома №1. Под контролем губернатора края строительство краевой больницы. Для этого у нас уже есть площадка в 50 га, засыпанная тысячами тонн гравия, с пластовым и трубным дренажем.
Кроме того, в этом году планируем начать строительство 15-ти ФАП-ов для отдаленных населенных пунктов Камчатки. Эта идея хороша для районов тем, что при модульном здании в 180 кв. м. около 50 «квадратов» отводится под квартиру для фельдшера и его семьи. Таким образом, медик будет находиться в заведении постоянно, местные жители будут знать, что помощь «под боком». Сейчас мы эту идею воплощаем для Олюторского района.

- Валерий Николаевич, а как скоро в полную силу заработает новый сосудистый центр Камчатки?

- Я думаю, к 1 июня мы сдадим его в полном объеме. Сейчас в центре работают только неврологическое отделение и реанимация. Мы заканчиваем ремонт второго отделения, кардиологического. В середине марта начнем монтировать операционную. Останется только решить проблему с энергооснащением здания, для чего необходимы работы с прокладкой кабеля. И тогда около 800 пациентов в год мы сможем принимать, обследовать и лечить по новым технологиям. С февраля этого года специалисты приняли уже 64 пациента, работа идет, на мой взгляд квалифицированно и с энтузиазмом.

- Камчатке не хватает около 40 процентов медиков. Удаётся ли решать кадровый вопрос, учитывая, что в других регионах, да и в целом по России врачей и медицинских сестёр тоже не хватает?

- 120 новых специалистов появились на полуострове за три года. Всего на Камчатке работает 1234 врача и около 3,5 тысяч средних медработников. Во всех регионах России сейчас идет борьба за «молодого врача». Преференции специалистам растут. Так, Брянская и Смоленнская области выделяют молодым врачам от одного до 1,5 млн руб., кроме "путинского" миллиона.
Наша задача – искать и привлекать врачей. Для этого мы направляем около 20 студентов в год в медвузы России. Ищем специалистов среди переселившихся в край соотечественников. Молодые доктора приезжают из Северодвинска, Томска. В этом году в крае появится новый врач-онколог. Проблему с нехваткой среднего медперсонала на Севере решается работой филиала мед. колледжа. Через два года будет готов первый выпуск из 28 медсестер и медбратьев.
Преференции в нашем крае для врачей неплохие. Несколько лет специалисту, в зависимости от региона, в котором он работает, мы выплачиваем около 150 тысяч рублей в месяц. Бывают суммы и большие. Квартира, миллион рублей и подъемные – все это мы стараемся дать каждому «новенькому». Кроме того, обеспечиваем проезд к месту учебы.
Мы используем все варианты, чтобы привезти новые кадры в край.

- А на севере полуострова есть «новички»?

- В Соболевский и Мильковский районы в этом году уехали два специалиста, жители Петропавловска. Главврачом необходимо обеспечить Пенжинскую и Козыревскую больницы. Вообще, для того, чтобы врач уехал работать в отдаленный населенный пункт, у него должен быть особый менталитет и, наверное, особенное чувство долга. Поэтому найти таких специалистов – вдвойне сложная задача.
Но на Северах работают выездные бригады. 14 отрядов медиков в этом году будут бороться с туберкулезом, который бушует на Севере. Уже сейчас процент смертности от этого заболевания удалось снизить более чем на 60 пунктов. Перестали умирать дети. Работу против туберкулеза фтизиатры проводят в фронтовом режиме.

- Валерий Николаевич, в этом году все учреждения здравоохранения региона из муниципального подчинения перешли под юрисдикцию края. Положителен или отрицателен этот переход? Как эта централизация скажется на системе здравоохранения полуострова?

- Я думаю, положительно. За последние 10 лет мы впервые ушли от рекомендаций, которые можно не исполнять, а перешли к управляемости. Мы вернулись к той системе «пирамиды», когда министерство может быстро связаться с отдаленным населенным пунктом Камчатки и обсудить проблемы напрямую. Раньше мы могли лишь рекомендовать, но наши рекомендации повисали в воздухе, – проблемы не решались. Сейчас приказ министра – это закон, который должны исполнить все, начиная от главного врача первой городской больницы до руководителя ФАПа отдаленного населенного пункта.
Уже сегодня жители небольших населенных пунктов обращаются в региональное министерство с вопросами. Раньше все проблемы могли повиснуть на уровне муниципалитета и остаться нерешенными.
Кроме того, сегодня мы знаем, что каждый рубль, который вышел из казначейства, уйдет в руки главного бухгалтера медучреждения, его не пустят на «срочные» нужды муниципалитета. Уже сейчас мы навели порядок с заработными платами сотрудников Пенжинского и Большерецкого района, где проблемы возникли по объективным причинам. И в поселке Козыревск, где зарплату медработникам задерживали по субъективным причинам. Вопрос о пяти миллионах задержанной зарплаты в краевом тубдиспансере также решен.
Оперативность решения вопросов и системность решения проблем, - я думаю, это будет основой в новом формате работы.

- Какие перемены готовит камчатскому здравоохранению этот год?

- Каждый год территориальная программа оказания медицинской помощи камчатцам совершенствуется. Сейчас она бездефицитна. Если в прошлом году общая сумма, выделенная на здравоохранение края, составила более 8 млрд. рублей, то в дальнейшем финансирование будет увеличиваться. Мы планируем войти в федеральную программу «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». 21 марта этот вопрос рассмотрят на Правительственной комиссии в Москве. В рамках этой программы только по инвестиционным мероприятиям здравоохранения заложено почти 9 млрд. рублей. А это значит, что средства позволят построить новые объекты, закупить новое оборудование. Кроме того, в следующем году мы должны войти в подпрограмму «Развитие онкологической помощи». Она также подразумевает поставку дополнительного оборудования, в том числе, современного ускорителя для лучевой терапии. Может появиться и новый компьютерный томограф для краевого онкодиспансера.

- Валерий Николаевич, на ваш взгляд, здравоохранение на Камчатке стало лучше?

- Нам за последние годы удалось значительно поднять уровень оказания медицинских услуг на полуострове, о чем свидетельствуют цифры. Так, смертность в крае по разным показателям снизилась. От инфекционных заболеваний за прошлый год умерло на 31% камчатцев меньше, от туберкулеза – на 64%. Стали эффективней лечить болезни кровообращения. Таких больных за прошлый год мы потеряли на 10,5% меньше! Меньше показатели смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. Улучшение - на 4,6% среди общего числа пациентов, а среди работающего населения – на 30,5%!
Кроме того, в течение последних лет в рождаемость стабильно превышает смертность. К сожалению, к медицине полуострова население в ряде случаев относится с недоверием, чему также способствуют недобросовестные и лживые публикации в некоторых СМИ. Да, наше здравоохранение оставляет желать лучшего. Загружены медики, которым приходится работать на нескольких ставках для заработка. Да, сейчас специалистов в крае не хватает. Со временем, думаю, мы эту проблему сможем решить. Но и пациентам хочется дать повод для размышлений: в Скандинавии, европейской стране, один из самых низких рейтингов здравоохранения. Это показатель придирчивости граждан.

Источник: kamchat.info

Поделиться
3499
Личный кабинет