Тема: Новый закон "Об ОМС" - критические аспекты

Министерство здравоохранения и социального развития внесло на обсуждение в Госдуму законопроект об "Обязательном медицинском страховании", призванный вдохнуть новую жизнь в российскую систему здравоохранения. Документ не удовлетворяет страховые компании и вызывает обеспокоенность у общественных организаций. И те и другие в очередной раз обвиняют Минздрав в кулуарной подготовке важнейших реформ. Министерство, в свою очередь, объясняет гражданам преимущества новой реформы на примере семейства Симпсонов из американского Спрингфилда.

Неделя на обсуждение

Проект закона "Об обязательном медицинском страховании" был вынесен на обсуждение экспертов на сайте Минздрава 25 мая. Однако уже 3 июня аналогичный документ был вместе с пакетом поправок к регулирующим систему медицинского страхования законам внесен на обсуждение в Государственную Думу группой депутатов "Единой России". Как поясняет "Коммерсант", процедура внесения законопроекта в парламент с помощью единороссов освобождает Миздравсоцразвития от межведомственного обсуждения документа. Как показала история закона "Об обращении лекарственных средств", такое обсуждение может значительно осложнить законотворческий процесс.

4 июня правительство РФ внесло в Госдуму еще один законопроект, предусматривающий увеличение с 2011 года отчислений работодателей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 2,1 до 3,1 процента от фонда заработной платы. Полученные в результате повышения ставок дополнительные средства, а их объем, как ранее заявлял премьер-министр, составит 460 миллиардов рублей, планируется. пустить на "модернизацию региональных программ здравоохранения, софинансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам, информатизацию здравоохранения и оплату медицинской помощи с учетом повышения финансовой обеспеченности стандартов ее предоставления". Все эти меры должны увенчаться появлением дееспособной системы медицинского страхования, гарантирующий равный доступ к медицинской помощи для всех жителей РФ.

Права и обязанности

По словам ответственных представителей Минздрава, запланированные изменения сулят пациенту центральную роль в новой системе медицинского страхования. Например, застрахованные лица получат реальную возможность самостоятельно выбирать страховую компанию, медицинское учреждение и даже лечащего врача.

Другим нововведением станет появление электронного полиса медстрахования, который, по замыслу разработчиков закона, обеспечит гражданам возможность пользоваться услугами медицинских учреждений на всей территории страны. Новый полис не нужно будет менять при переходе в другую страховую компанию. Кроме того, по мере успехов информатизации здравоохранения полис превратится в универсальный носитель информации, заменяющий пенсионное свидетельство и содержащий информацию о льготах, причитающихся его обладателю.

В интересах пациентов, а также в целях создания конкурентной среды в сфере медицинского страхования, в систему ОМС планируется допустить частные клиники. Их заинтересованность в страховой медицине будет возрастать по мере поэтапного перехода к оплате предоставляемых услуг по полному тарифу. Согласно планам Минздрава, в течение 2011-2012 годов медицинские учреждения, участвующие в системе ОМС, начнут получать компенсации таких расходов, как оплата услуг связи, транспорта, коммунальные платежи, оплата программного обеспечения и приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей.

Еще одним бонусом для граждан, как отмечается в сопроводительных документах к законопроекту, является закрепление права застрахованного лица на компенсацию ущерба, связанного с ненадлежащим исполнением обязанностей страховых компаний или медицинских учреждений.

Впрочем, возможность смены поставщиков услуг по медицинскому страхованию предусмотрена и ныне действующим законом о медицинском страховании. Право на бесплатную медицинскую помощь вне зависимости от места постоянного проживания, а также возможность требовать возмещения морального и материального ущерба при ненадлежащем лечении также так или иначе оговариваются действующим законодательством РФ.

Между тем, новый закон об ОМС расширяет не только права, но и сферу ответственности граждан. Пункт 5 части 1 статьи 15 опубликованного Минздравом документа оговаривает право страховых компаний "предъявлять застрахованному лицу иск о возмещении расходов (…) в случае причинения вреда застрахованным лицом своему здоровью вследствие нарушения предписанного ему медицинского режима".

Недовольные

Страховые компании остались недовольны проектом нового закона об ОМС. Об этом свидетельствует заявление Межрегионального союза медицинских страховщиков (объединяет более 80 компаний, в том числе Ингосстрах, Росгосстрах, МАКС-М, "Капиталъ медицинское страхование" и другие), распространенное после внесения законопроекта в Государственную Думу. В заявлении, подписанном генеральным директором МСМС Дмитрием Кузнецовым, выражается озабоченность в связи с тем, что подготовка “судьбоносного для страны закона” ведется “кулуарно и в авральные сроки”, и отмечается непонятность смысла и целей реформы ОМС для большинства россиян.

По мнению страховщиков, текущая версия законопроекта “содержит в себе целый комплекс серьезных недоработок, которые нарушают конституционные права отдельных категорий граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей, а также детей, находящихся под опекой государства”. Кроме того, МСМС выражает недоумение в связи с исключением из финансирования по программе ОМС социально-значимых инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза, наркологических заболеваний, стоматологических услуг, восстановительного и реабилитационного лечения и многих других. Указанные проблемы, уверены авторы заявления, не должны остаться без внимания ведущей партии страны – "Единой России".

Упомянутые в заявлении МСМС заболевания действительно не включены в базовую программу обязательного медицинского страхования, содержащуюся в законопроекте Минздрава. Перечень покрываемых ОМС заболеваний и состояний из нового законопроекта полностью повторяет список из действующего в настоящее время постановления правительства РФ от 2 октября 2009 года “О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год”.

Сейчас и в будущем для не включенных в ОМС заболеваний предусмотрены иные источники финансирования – как из федерального, так и из региональных бюджетов. В частности, борьба с социально значимыми инфекциями, включая ВИЧ и туберкулез, финансируется в рамках соответствующей федеральной целевой программы. Все это означает лишь, что система ОМС не охватывает и долго еще не будет охватывать все доступные населению виды бесплатной медицинской помощи. Впрочем, в течение ближайших четырех лет в ОМС планируется включить услуги скорой помощи (с 2013 года) и высокотехнологичной помощи (с 2015-го).

Еще одним поводом для недовольства заинтересованных сторон является сохранение серьезной зависимости страховых компаний от ФФОМС и его территориальных подразделений. В соответствии с законопроектом за территориальными фондами ОМС закрепляется роль защитника интересов всех остальных участников системы медстрахования, в том числе - предъявление исков в интересах пациентов за некачественные услуги страховых компанияй и медицинскх учреждений, а также взыскание средств в пользу страховых компаний за ущерб, нанесенный здоровью застрахованного лица. Не совсем ясно, каким образом будет контролироваться исправное выполнение чиновниками этих функций.

Создатели закона об ОМС предусмотрели механизмы поощрения страховых компаний за качественную работу. В частности, страховщики смогут рассчитывать на получение дополнительных средств из резервных накоплений, которые создаются ФФОМСом на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций – например, для финансового обеспечения оказания медицинской помощи большому числу граждан во время эпидемий. Если эти средства остаются невостребованными, их разделят между лучшими страховыми компаниями, список которых, видимо, будет определяться теми же чиновниками (как указывается в пояснительной записке к законопроекту – на основании показателей здоровья застрахованного населения).

Новый закон неоднократно критиковали представители Лиги защиты пациентов. Главу Лиги Александра Саверского беспокоит предусмотренное законопроектом требование об обязательности предъявлении полиса ОМС при получении медуслуг с перспективой узаконенных отказов в лечении на основании отсутствия полиса. В свою очередь, член правления Лиги пациентов и председатель НП “Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе” Алексей Старченко выражает негодование по поводу упомянутой в законопроекте возможности взыскания с пациента расходов на его лечение в случае нарушения рекомендаций врачей. Сомнения у Старченко вызывает и независимость медэкспертов, оценивающих качество медицинской помощи застрахованному лицу.

На примере пончика

Рядовым гражданам вряд ли интересны тонкости отношений между ФФОМС, страховщиками, страхователями и страховыми медицинскими организациями. Что же касается реального воздействия грядущих изменений на жизнь россиян, то доступное разъяснение смысла реформы - в понятиях и мыслях персонажей мультсериала про Симпсонов -предлагает в официальном блоге Минздравсоцразвития глава профильного департамента министерства Владимир Зеленский.

Пост Зеленского разъясняет, что новый закон гарантирует Симпсонам бесплатное медобслуживание не только в Спрингфилде, но и по всей стране, а также что при выборе страховой компании необходимо руководствоваться не только вкусом пончиков с джемом. Если в больнице отказываются лечить бесплатно, а телефон страховой компании не отвечает, необходимо обращаться в территориальный фонд ОМС. При попытке навязывания платных услуг можно попросить медиков показать программу государственных гарантий, которую они обязаны предъявлять по первому требованию. Ненадежную страховую компанию можно будет сменить, правда, не чаще чем раз в год.

В общем, со временем жизнь наладится и лечиться гражданам станет проще. По крайней мере, в Спрингфилде.

...от Севильи до Гренады, в тихом сумраке ночей