Щит и меч инфекционной службы

7215
Врач-инфекционист Александр Невзоров хранит в архивах своей памяти информацию обо всех вспышках и эпидемиях, произошедших в Приморском крае в конце 20 столетия. Он приобрел уникальный клинический опыт, причем как с позиций фундаментальных научных изысканий, так и с точки зрения практического здравоохранения. Стоял у истоков Приморского краевого центра вирусных гепатитов. Несколько десятков лет находясь на передовой инфекционного фронта, заведующий отделением №2 ГБУЗ «ККИБ» Александр Владимирович был и остается одним из самых грамотных и авторитетных специалистов в своей области не только в Приморье, но и в масштабах всей страны.

Александр Невзоров, Анна Симакова, Краевая клиническая инфекционная больница, лечение гепатита, Марина Павлюк, Оксана Лакомкина
 
Двери в будущую профессию
 
Уроженец Владивостока, Александр Невзоров рос и воспитывался в классической советской интеллигентной семье, но с приморской изюминкой. Мама – учитель русского языка и литературы, отец – капитан дальнего плавания. Искал себя и свое место в жизни со школьной скамьи, ходил с одноклассниками на подготовительные курсы в местный политех, но быстро понял, что технические специальности – не его конек, и направил все усилия на покорение Владивостокского государственного медицинского института.
 
- Весной, когда в меде был День открытых дверей, я ради интереса туда заглянул, и все, этот шаг предопределил мое будущее, - вспоминает Александр Владимирович. – Я четко осознал, что здесь мое место, где я найду свое истинное призвание в жизни. Такое чувствуешь сразу на уровне подсознания. Тем более к тому времени я прочитал достаточно много книг по медицине, историй и жизнеописаний великих целителей древности, знаменитых врачей средних веков и легендарных докторов современной эпохи. А после экскурсии по кафедрам медицинского института, где я впитал эту особую атмосферу и непередаваемый дух, паззл сложился окончательно, и сомнений больше не осталось. Родители меня в этом решении поддержали полностью, никаких препятствий не чинили. Хотя в роду медицинских работников не было, я первый и пока единственный представитель этой профессии. Подал документы, поступил с первой попытки – до сих пор искренне благодарен школьной учительнице химии, которая по своему предмету готовила нас на совесть, дала основательную подготовку. Конечно, безмерно обрадовался, обнаружив свою фамилию в списке зачисленных на лечебный факультет ВГМИ. 
 
Так начались для вчерашнего школьника самые яркие и благословенные в жизни годы – студенческие. Человек целеустремленный и обязательный, он сразу взял высокий темп в учебе, не сбавлял его ни на одном из семестров. К экзаменам и зачетам готовился серьезно и тщательно, штудировал дополнительную литературу, прекрасно понимая, какой высочайшей ответственности требует выбранный путь.
 
Счастливый несчастный случай
 
И такой подход принес свои заслуженные плоды – он окончил мединститут в 1977 году с красным дипломом, за все шесть лет обучения в зачетной книжке студента Невзорова – всего три четверки. А на выбор специализации, как это часто бывает, повлиял случай.
 
- На пятом курсе мы поехали в колхоз на уборку урожая, и там всех повально скосила дизентерия, не обошла сея печальная участь и меня, - улыбается врач-инфекционист. – И после этого случая я стал углубленно интересоваться данной темой, как раз стали преподавать инфекционные болезни. Я увлекся, записался в профильный кружок, там подготовил серьезную студенческую работу «Дифференциальная диагностика заболеваний илеоцекальной области», которую довольно высоко оценили мои педагоги. После шестого курса предложили поступить в ординатуру на кафедру инфекционных болезней. И школа, которую я там прошел, дала мне не просто много – всё! Знания, умения, практические навыки и желание постоянно совершенствоваться в выбранной профессии. Главный учитель - заведующая кафедрой, д.м.н., профессор Мария Алексеевна Борисова, мой непосредственный наставник - доцент кафедры Валентина Федотовна Шишко, с которой я ходил на обходы, разбирал сложные и необычные клинические случаи. Это действительно педагоги с большой буквы, выдающиеся врачи, которые дали мне путевку в мир большой медицины.    
 
После двух лет усиленной подготовки по инфекционным болезням молодой специалист по распределению попал в городскую больницу Находки, где отработал два года в инфекционном отделении, лечил и взрослых, и детей. А затем последовал звонок от Марии Алексеевны, которая предложила грамотному перспективному доктору и одному из лучших своих ординаторов попробовать себя в качестве ассистента на родной кафедре. Александр Владимирович вернулся во Владивосток с недавно обретенной семьей, где продолжил оттачивать профессиональное мастерство уже в институте.
 
- Я трудился ассистентом кафедры инфекционных болезней пять лет, и там также приобрел бесценный опыт, благодаря серьезной научной работе и преподавательской деятельности, - делится зав. отделением. – Окончил факультет повышения квалификации по педагогике в Самаре, ну а после ВГМИ полностью отдался практическому здравоохранению. Волей судьбы попал в Военно-морской инфекционный госпиталь, где опять же пять лет проработал в должности начальника приемно-диагностического отделения с совмещением ведения больных непосредственно в инфекционном подразделении. И снова – новый опыт в новой обстановке, с военной спецификой, суровой дисциплиной и необходимостью использовать прикладные военно-медицинские знания. В основном я имел дело с вирусными гепатитами и кишечными инфекциями.
 
Ликвидируя очаги инфекций
 
Началась Перестройка, СССР трещал по швам, военная гегемония советской империи перестала играть решающую роль во внешней политике, и в госпитале начались сокращения, которые в итоге привели к его упразднению. На заре лихих 90-х ценный специалист оказался в Краевой инфекционной больнице, и с тех пор он неизменно стоит на страже инфекционной безопасности гражданского населения Приморья. А пригласил, точнее, убедил находившегося на жизненном перепутье врача пополнить штат ЛПУ известный приморский инфекционист, в то время заведующий отделением №1 городской инфекционной больницы Владимир Зайцев. С 1992 года Александр Владимирович является бессменным заведующим вторым отделением, которое специализируется на лечении пациентов с вирусными острыми и хроническими гепатитами.
 
- Когда наступает сезон острых кишечных инфекций, часть коек перепрофилируют под эту категорию больных, - уточняет Александр Невзоров. – За время своей работы участвовал в ликвидации вспышки брюшного тифа в Пограничном районе, выезжал на неделю в п. Байкал, мы тогда трудились посменно вахтовым методом. В 90-е годы мы были своего рода фильтрационным госпиталем – сюда поступали больные с ангиной, у которых брали мазки на дифтерию из зева и носа, и у кого она выявлялась, переводили в инфекционное отделение Больницы рыбаков. Еще одна серьезная эпидемиологическая проблема, которая отложилась в памяти – крупная вспышка холеры, произошедшая в 1999 году. Холерные койки были развернуты опять же в «рыбаках», а мы «отбирали» больных, т.к. в инфекционную больницу привозили всех пациентов с кишечной патологией, она выступала в роли провизорного госпиталя.

Помню, что мы выставили нескольким больным диагноз «холера», который позже подтвердился бактериологически. Приходилось иметь дело с разными инфекциями, в том числе лептоспирозами, геморрагическими лихорадками с почечным синдромом, бруцеллезами, клещевыми энцефалитами и лихорадками, менингококковой инфекцией, рекициозами, корью, ветрянкой, а также малярией, которая завозилась из стран Юго-Восточной Азии.
 
Конечно, чаще всего врач работал с вирусными гепатитами, в 1992 году он прошел стажировку в Нижнем Новгороде у легендарного профессора Соломона Соринсона, и после возвращения во Владивосток с благословения тогдашнего главврача ЛПУ Нины Береснёвой был открыт городской центр вирусных гепатитов. Новую структуру активно поддержала администрация краевого центра, но позже в его работе наступил временный, хотя довольно длительный перерыв из-за проблем с финансированием. При этом консультативный прием все равно продолжался. Несколько лет назад центр гепатитов возобновил свою работу в полноценном и даже расширенном формате. А сам Александр Владимирович за это время существенно расширил профессиональный кругозор, пройдя курс повышения квалификации в ведущем гепатологическом центре Москвы. Также принимал участие в многочисленных научно-практических конференциях - как в России, так и за рубежом.
 
Последствия наркотического бума
 
По словам специалиста, развертывание работы центра в начале 90-х годов стало более чем своевременной и во многом упреждающей превентивной мерой:
 
- Когда я стажировался в Нижнем Новгороде, в европейской части России полыхала эпидемия парентерального гепатита вследствие наступившего наркотического бума. До Приморья тогда он еще не докатился, хотя уже через год-два эта смертоносная волна дошла и до нас. Повальное увлечение молодежи наркотиками стало в прямом смысле пагубной страстью – в середине 90-х больница была переполнена, пациенты лежали в коридорах, и нередко болезнь заканчивалась летальным исходом. Это была настоящая эпидемия гепатита, в год поступало 300 и более молодых людей с тяжелыми поражениями печени. В основном мы диагностировали острые формы гепатитов В и D, реже – С. Сегодня ситуация обратная – преобладает именно гепатит С. Он характеризуется бессимптомным формами, чаше всего диагностируется хроническая фаза, которая протекает без видимых признаков и нередко болезнь клинически проявляется уже на поздних цирротических стадиях.
 
Больных с гепатитом С условно можно разделить на две группы – тех, которые инфицировались относительно недавно, и в основном вследствие употребления наркотиков, и тех, кто заразился давно в силу той или иной медицинской интервенции путем парентерального вмешательства, когда об этом вирусу было известно крайне мало и кровь проверяли только на В. Поскольку болезнь протекает скрытно, диагностируется она по большей части случайно, как результат скринингового обследования по другому поводу, поэтому объективной и истинной картины заболеваемости просто не существует. Долгое время люди чувствуют себя хорошо и не знают, что они болеют. Причем одни, узнав о гепатите С, стремглав бегут в профильный центр, успешно проходят антивирусную терапию, а другие пускают все на самотек и живут с гепатитом дальше. Но на поздних стадиях эффективность лечения снижается в разы.
 
Революция в лечении вирусных гепатитов
 
- Главное, что центр возродился, им руководит замечательный специалист, заведующая кафедрой инфекционных болезней ТГМУ, д.м.н. Анна Симакова, - отмечает Александр Невзоров. – Вступив в должность главного врача, очень многое для его успешного развития и для больницы в целом сделала Оксана Лакомкина, настоящим подвижником лечения вирусных гепатитов выступает заместитель главврача по медицинской части Марина Павлюк. Хотелось бы поблагодарить коллег, с которыми работаю плечом к плечу в родном отделении – Ольгу Лихонину, Ольгу Гафарову, Марину Кудрявцеву, Олесю Ягодину, зав. лабораторией Ирину Пожидаеву, сотрудников кафедры Светлану Петухову и Ксению Дмитриенко. Сегодня ведется реестр больных вирусными гепатитами в Приморском крае, пациенты приезжают на консультацию, и врач-инфекционист определяет тактику дальнейшего лечения. В 2016 году произошел ключевой перелом в терапии вирусных гепатитов – она стала доступной по полису ОМС в рамках госгарантий в нашем центре и ряде других лечебных учреждений края.
 
Появились инновационные безинтерфероновые препараты, которые совершили революцию в лечении вирусного гепатита С, они применяются по показаниям, хотя и классические интерфероны никто не отменял. Сегодня эффективность терапии достигает 95-98%, гепатит С уже не является приговором и благополучно излечивается у большинства пациентов без каких-либо негативных последствий и осложнений в будущем. Основная задача – его своевременно диагностировать. Как подчеркивает врач-инфекционист, в лечении гепатита В успехи более скромные – существующие препараты только подавляют вирус, не уничтожая его полностью. Зато против него проводится эффективная вакцинопрофилактика, благодаря которой число заболевших за последние десятилетия значительно снизилось. Так, за 2018 год из 624 всех гепатитов, прошедших через ГБУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница», только четыре – с острой формой вирусного гепатита В, что является беспрецедентно низким уровнем за всю новейшую историю инфекционной службы региона. Тогда как с С – 521 случай, причем у большинства пациентов наблюдается хроническое течение заболевания. Кстати, есть вакцина и от гепатита А, а вот от С ее пока не создали в силу постоянной мутации вируса.  
 
Александру Невзорову давно уже не нужно ничего никому доказывать – со стороны может показаться, что он достиг профессиональных вершин, и может спокойно почивать на заслуженных лаврах. Но доктор убежден, что предела совершенству нет, а учиться новому никогда не поздно. И пока есть больные, будет и любимая работа, без которой уже не мыслится жизнь. Образно говоря, он – и щит, и меч инфекционной службы, защищая жителей родного Приморья от вирусов и сражаясь с ними обоюдоострым клинком своих авторитетных обширных знаний и богатого клинического опыта.




  Рейтинг: 4.8, Голосов: 20



Поделиться
7215
Личный кабинет