Путь к жизни через желудок

4218
Говорят, что между служением священника и трудом медика есть общее. Оба пытаются исцелить человека. Первый лечит его душу, второй, обращаясь к врачебному опыту прошлого и достижениям настоящего, - тело человека. Все это переплелось в судьбе заведующей отделением гастроэнтерологии ГБУЗ «Приморская краевая клиническая больница №1» Ольги Чесноковой. Врач пришла в клинику сразу после институтской скамьи. Обычно студенты рвутся в хирургию, нейрохирургию, кардиологию, гинекологию, а тут проза жизни – гастроэнтерология. Ольга Владимировна последние 10 возглавляет это отделение, а всего ее стаж работы в ПККБ №1 составляет почти четыре десятка лет.

- Выбор был сделан по физическому потенциалу, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru  доктор. - Хотелось специализироваться в глазных болезнях, но там предстояли операции, следовательно, надо было идти в хирургию, а с операционной у меня отношения не складывались. Рассматривала еще кардиологию, параллельно с учебой окончила курсы функциональной диагностики, но там все упиралось в вакансии. На момент окончания вуза в отделении гастроэнтерологии в краевой больнице были вакансии, заведующая искала специалистов. И выбор был сделан. За годы работы я ни разу не пожалела о принятом 37 лет назад решении.
 
Путь в медицину
 
Ольга Чеснокова, Приморская краевая клиническая больница №1Отношения с медициной у Ольги Чесноковой сложились задолго до ее выбора профессии. И, может, даже до появления ее самой на свет. Так выстроились звезды, и распорядилась судьба.  В роду три поколения священнослужителей. Это к разговору о том: ждать ли всегда чудесного исцеления в медицинских недугах, не грешно ли пользоваться простыми средствами.

Болезнь и немощь – тяжелое испытание, и здесь важно не потерять силу духа, сохранить душевное равновесие.  Именно этим и занимались предки Ольги Владимировны. А потом были репрессии, расстрелы и детство в детдомах. Так росли мать Ольги Чесноковой, ее дядья и тетки.  И если говорить о получении образования, то это было там, где присутствовало гособеспечение, где не было секретности, и где детям репрессированных разрешалось грызть гранит науки.

- Мама поступила в мединститут не по призванию, а за компанию с подругой, родители которой ее поддерживали. Но учеба учебой, а ведь как-то надо было жить. И сидящей на ступеньках плачущей девочке предложили работу в местной библиотеке. Мама окончила мединститут, работала терапевтом, далее была ординатура и приезд во Владивосток. Именно в этом городе состоялась встреча, которая изменила ее судьбу – маститый профессор, у которого девушка проходила ординатуру, при встрече сказал ей: «Слушай, Шура, с твоими мозгами надо идти в институт». Он дал ей характеристику и отправил в медицинский вуз Владивостока, где мама работала долгие годы преподавателем.

Я медициной не бредила, она просто присутствовала в моей жизни. Более того, в мои планы входило после школы поступление на биофак в ДВГУ – там интересно, исследования, открытия, уходят в рейсы целые научные экспедиции. Мой пыл быстро остудили, пояснив, что преимущество отдается парням. Любимые мною предметы - химия и биология – большого выбора не оставляли. Либо Дальрыбвтуз с его технологией продуктов питания, либо ВГМИ. Победили Эскулап и белый халат. Несмотря на то, что семья маминого брата имеет отношение к медицине, мой двоюродный брат работает акушером-гинекологом, о династии я бы не говорила. Вот и дочь моя выбрала гуманитарную профессию.
 
На плечах гигантов
 
Обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Студенты стремятся к самостоятельности, у них есть свои идеалы и кумиры, в том числе и среди педагогов. Преподаватель – одна из центральных фигур в вузе, именно он из студента готовит будущего профессионала, способствует развитию его личности. Но при этом педагог должен не просто вещать с кафедры, а тоже быть личностью.

- Были преподаватели, профессора, которые читали классно лекции – это высший пилотаж. Когда материал преподносится интересно, тема слушается на одном дыхании, то это захватывает, накрывает что называется с головой. Хочется продолжить думать дальше, докопаться до сути. Это как маленькое открытие. И это способствует развитию самостоятельности, расширяет кругозор, стимулирует к поиску новых решений. Совсем недавно президент России Владимир Путин за новаторство и заслуги награждал премией «Призвание» моих коллег. Была отмечена бригада докторов из Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Пензы. Медики провели три сложных операции на сердце трехмесячной малышке. И во время вручения премии один из докторов отметил, что мало было тех, кто верил в успешный исход и в возможность делать такие сложные операции. Мне запало в душу, как он подчеркнул: «Отдельная благодарность - нашим учителям. Почему мы видим немного дальше? Потому что мы стоим на плечах гигантов».

Что касается однокурсников, то здесь на разговоры о «девичьем» за чашкой кофе катастрофически не хватает времени. Мой рабочий день длится по 10 – 12 часов. Так что если и общаемся, то в рамках работы – обсуждаем диагнозы, курсы лечения и т.д. Все крутится именно вокруг работы.
 
Спокойствие, только спокойствие!
 
Говорят, что все болезни от нервов. И, оказывается, это абсолютная правда. Многочисленные медицинские исследования показали, что люди, которые часто подвергаются стрессам, чаще болеют. И дело касается не только давления и сердца. Стрессам подвержен весь организм. В медицине есть даже такое понятие, как невроз кишечника: начинается все с переживаниями перед экзаменами или собеседованием, продолжается проблемами на работе и регулярно дополняется всевозможными досадами и обидами.

 - С учетом временного фактора у нас сейчас идет нарастание аутоиммунных заболеваний. Это не обычные болезни, это болезни с поломкой иммунной системы. Предраспологающими факторами являются стрессы, перегрузки, солнечная инсоляция. На нашу категорию больных влияет еще образ жизни и питание. Люди мало двигаются, сидят за компьютерами, даже «в булочную на такси», слепо верят рекламе и знакомым в области лечения, похудания, диет. Едят фастфуд на бегу, употребляют модифицированные продукты…. Посмотрите, сколько рождается деток с генетическими дефектами.

Затронем иммунную систему. Наш организм – это большой иммунологический орган.

Микрофлора организма должна находиться в постоянном балансе с микрофлорой окружающей среды. Нарушение этого баланса приводит к инфекционным заболеваниям. В настоящее время считается, что аутоиммунные болезни кишечника, такие как  язвенный колит, болезнь Крона тоже связаны с нарушением баланса микробиоты кишечника.В Германиии С-Петербурге сейчас  ведутся разработки в этом направлении.

Раньше мы пили воду изпод крана и из стаканов в автоматах, не думали о хеликобактере (уникальный патогенный микроорганизм, являющийся возбудителем такого опасного заболевания, как хеликобактериоз – прим. ред.). А сейчас у нас в ходу одноразовые стаканы, одноразовые ложки, но при этом у нас выявляется хеликобактер, есть язвы, которые не рубцуются.

Медицина – наука доказательная. Поэтому нужно много знать, постоянно совершенствоваться и при этом логически мыслить. Просто одной логики и интуиции бывает недостаточно. А когда у тебя появляется определенная база знаний, можно о многом думать, размышлять, анализировать, сопоставлять, логически соединять некоторые позиции. Любой успех в работе — это, наверное, опыт и какое-то научное предвидение, основанное на опыте.

- Я думала, что гастроэнтерология со временем просто умрет. На заре моей молодости мы лечили в основном язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, холециститы, панкреатиты, которые остаются и в наше время, диагностировали какие-то болевые синдромы, СРК (синдром раздраженного кишечника – прим. ред.), и на этом все заканчивалось. Гепатиты и циррозы печени стали епархией инфекционистов. Мы же взяли на себя самую тяжелую категорию больных с аутоиммунными заболеваниями кишечника: язвенный колит, болезнью Крона, целиакия. Это очень тяжелая категория пациентов. Сейчас мы сделали реестр, в котором на настоящий момент 450 больных разной степени тяжести. Очень много эксклюзивных случаев, фактически у нас это каждый третий. Так, среди наших пациентов был молодой человек с нереальной худобой, и его беспокоил жидкий стул. С диагнозом «синдром энтеропатии» отправили его в Москву и там диагностировали лимфорею – лимфа вытекала прямо в кишечник. Больному провели операцию на уровне патологии. У другого пациента с болезнью Крона диагностировали карциноид. В мировой статистике это будет шестой случай карциноида с болезнью Крона.

За первые пять месяцев текущего года в крае было зарегистрировано 697 летальных случаев больных с желудочно-кишечными заболеваниями, что на 9% больше аналогичного периода  прошлого года. Ситуацию с печенью и циррозами вряд ли чем-то можно изменить, здесь лечат симптоматически. А вот где можно снизить показатель смертности, так это при диагнозах с язвенной болезнью и панкреатитами. Но здесь в приоритете правильный образ жизни и экстренное оказание помощи. Нередко, когда людей привозят поздно, кто-то настроен просто потерпеть, а вдруг боль пройдет, кто-то предпочитает заниматься самолечением.
 
Надежда и опора
 
Люди, не связанные с медициной напрямую, редко видят, как она развивается. Кажется, что все ее достижения всегда были с нами. На самом деле это не так. Ежегодно медики, ученые открывают новые методы лечения, диагностики, профилактики. Гастроэнтерология – одна из наиболее динамично развивающихся областей медицины. Если раньше гастроэнтерологическое отделение ПККБ №1 было как подразделение терапевтического, и на его долю приходилось почти около 60% пациентов, то сегодня это самостоятельное отделение с 45 койками. Но главное его достоинство – не столько самостоятельность, сколько врачи и персонал, которые в нем работают.

-Отделение гастроэнтерологии - стабильный организованный коллектив. Сегодня здесь работают пять врачей – трое с высшей категорией, один - с первой, недавно взяли молодого специалиста. Так же в отделении восемь медсестер и шесть человек младшего медперсонала. Состав сотрудников у нас стабильный, стаж работы от 10 до 30 лет. Никто не приходит в больницу отбывать повинность. На всех можно положиться. Наш коллектив – один из лучших в ПККБ №1. От нас никто не хочет уходить. Здесь все чувствуют поддержку и помощь друг друга.

Немаловажную роль в работе отделения и успешного выздоровления больных играет психотерапевт. Это специалист контактирует практически со всеми пациентами, такое общение помогает стабилизировать ситуацию.

Рабочий день врача – это всегда плотный напряженный график, когда порой одновременно приходится делать несколько дел. С утра осмотры, консилиумы, отправляем пациентов к узким специалистам, разбираемся с экстренными случаями. Постоянно звонит телефон. А еще необходимо оформить всю документацию в компьютерной базе. И самое плодотворное время для работы с документами – это уже после трех часов дня. Наверное, любой врач мечтает, чтобы у него была некая помощница, которая бы и документацию вела, и решала бы какие-то оргвопросы. Наш медик – это три в одном, он и врач, и секретарь и организатор. Он долженосмотреть пациента, назначить лечение, вылечить его, договориться со всеми узкими специалистами, далее должен заполнить все в компьютере.

Постоянно на связи
 
Одним стационаром работа зав. отделением гастроэнтерологии Ольги Чесноковой не ограничивается. Здесь и общение с коллегами, и работа по краю как внештатного специалиста департамента здравоохранения Приморья. Отлажено взаимодействие с коллегами из поликлиники. Постоянно на связи. Приходится уточнять дополнительные обследования, привлечение узких специалистов, выбор отделения – хирургия, онкология, гастроэнтерология… Почти треть пациентов – это жители Владивостока, остальные из разных районов края. Вычленить какие-то конкретные районы с неблагополучной обстановкой не реально, ибо поступление больных идет равномерным потоком и с юга Приморья, и с севера.

- Мы работаем над тем, чтобы больные получали квалифицированную помощь не только в краевом стационаре, но и в лечебных заведениях по месту жительства, -  отметила зав. Отделением. - И здесь врачи должны быть не конкурентами, а единомышленниками и партнерами. И нет ничего постыдного в том, чтобы спросить совета у коллеги, у которого больше опыта, знаний. Сейчас проводятся селекторные совещания, есть видеосвязь, будем подсоединять все районы, чтобы была ясная картина по пациентам, выставленным диагнозам, ходу лечения, численности летальных исходов.

Почему иногда сложно лечить банальную гастроэнтерологию? Там до сотни интестинальных (кишечных) пептидов, и у каждого своя функция. Например, гастрин повышает секрецию. Чтобы опорожнился желчный пузырь, нужен пептид холицестокинин, а он не активируется, если не будет жирной пищи, поэтому полностью исключать жиры из рациона не желательно. Опорожнилась желчь, заработал пептид мотилин, который заводит моторную функцию. А создать аналоги этих пептидов  человечество не пока не может.

Скоро  будем обсуждать внедрение новейших достижений в диагностике и лечении основных заболеваний на XV Тихоокеанском медицинском конгрессе с международным участием. Будут выступления по всем профилям медицины.  Будут участвовать и гастроэнтерологи из регионов Сибири и Дальнего Востока. Вообще отраслевые конгрессы, симпозиумы, конференции – это отличные площадки для обмена опытом и профессионального роста. Некоторые считают, что расти профессионально можно за рубежом или только в крупных городах. Я с этим не согласна. Все зависит от самого человека, от его желания учиться и совершенствоваться.

Трудно поверить, но через руки Ольги Чесноковой прошло, наверное, около 50 тысячи пациентов – молодых и пожилых, капризных и несговорчивых, панически боящихся диагноза и верящих в силу медицины. Откуда такая цифра? Оказывается, в среднем через отделение гастроэнтерологии проходит около 1 100 человек в год, с учетом 37 летнего стажа это уже около 40 тысяч. А еще есть работа в студенчестве в отделении ревматологии в «тысячекоечной», деятельность внештатника, консультации в частной клинике. Кстати, в отношении последних Ольга Владимировна настроена весьма категорично – цена за прием в частной клинике не должна в разы отличаться от стоимости услуги в бюджетных организациях, т.е. медицина должна быть доступной.

- Увлечения были разные: и вышивка, и рисование. Тяга к этому осталась, вот сейчас возле дома пытаюсь соорудить альпийскую лужайку. Когда ухожу в отпуск, то первую неделю отсыпаюсь. Не чужды мне и путешествия. Я исходила вдоль и поперек весь Питер, хорошо знаю Москву. Путешествовала по Европе. В рамках работы часто бываю в командировках, последний раз – в Сочи. Тогда же познакомилась с Абхазией. Люблю смотреть градостроительные процессы, особенно как возводятся мосты, эстакады. Видимо, здесь сказалось мое увлечение в прошлом рисованием . Завораживает ажурность конструкций и их мощь противостоять нагрузкам. И здесь как в медицине: с одной стороны кажущаяся хрупкость, с другой – сила и борьба, противостояние болезни. Я человек творческий. А творчества хватает даже в медицине. С долей креатива подхожу к созданию презентационных материалов для конференций, когда предстоит выступать перед коллегами. Использую графики, рентгенограммы, снимки до  лечения и по его окончанию, чтобы это был не просто рассказ, а наглядно и доказательно, - делится Ольга Чеснокова.

В период учебы в мединституте студентам во время изучения психологических портретов приводят пример: вести космический корабль должен холерик, т.к. он быстро принимает решение, но за ним должен сидеть сангвиник и постоянно контролировать – не делай так, не делай эдак. Кем должен быть врач по психотипу? Трудно сказать. В каких-то случаях надо быстро принимать решения, т.к. от этого зависит жизнь человека, но при этом надо базироваться на знания и опыт, интуиция вещь сомнительная.  По словам коллег, Ольга Владимировна никогда не бросится на дуло пулемета. Сначала она все просчитает, обдумает, взвесит все за и против, и бывает, что это делается за считанные минуты, и только потом принимает решение. Это хорошо во врачебной профессии.




  Рейтинг: 4.33, Голосов: 9



Поделиться
4218
Личный кабинет