Предрейсовый осмотр водителей: снижая риск ДТП

4246
С каждым днем на дорогах Приморья появляется все больше водителей, осуществляющих грузопассажирские перевозки в качестве своей профессиональной деятельности. На снижение аварийности с участием этой категории граждан направлены предрейсовые медицинские осмотры. О правилах проведения процедуры корр. VladMedicina.ru рассказал заведующий организационно-методическим и консультативным отделом ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Приморского края Игорь Михайлов.

Игорь Михайлов, Краевой наркологический диспансер
 
Забота о безопасности
 
Федеральным законом проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей отнесено к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
 
- Такое внимание к состоянию здоровья людей, выполняющих свою профессиональную деятельность – управление транспортным средством, объясняется тем, что автомобиль является средством повышенной опасности, - объясняет Игорь Владимирович. - Человек, сидящий за рулем, должен обладать хотя бы минимальным уровнем психофизиологических способностей, обеспечивающих ему необходимую концентрацию внимания, скорость и правильность принятия решения при управлении автомобилем. Эти показатели могут сильно ухудшиться из-за различных заболеваний, при утомлении или из-за приема лекарств, способных ослабить реакцию водителя. Но главными причинами снижения психофизиологических способностей были и остаются употребление алкоголя и наркотических средств.
 
Закон о безопасности дорожного движения обязывает предприятия, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей.
 
- Все водители предприятия должны проходить эту процедуру, наши сотрудники не исключение, - говорит специалист. – Обязательна она и для таксистов. Для них, можно сказать, в первую очередь: с людьми работают. Но сейчас существует проблема – так называемые бомбилы. О предрейсовых осмотрах таких водителей говорить не приходится. И в каком состоянии такой таксист выходит на линию, никто не знает.
 
Специалисты, проводящие осмотр
 
По словам Игоря Михайлова, с 2002 года предрейсовые осмотры проводятся только медработниками, прошедшими обучение по программе подготовки проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
 
Обученный специалист может быть штатным сотрудником организации. Тогда осмотр проводится в медпункте предприятия. Также по договору они могут проводиться лицензированными медицинскими учреждениями.
 
- Не у каждого предприятия есть возможность самостоятельно организовать осмотры: нужны обученные медработники и минимальное оснащение медкабинета, - рассказывает Игорь Владимирович. – Но у предприятий всегда есть выбор. Они могут заключить договор с нами или другими лицензированными учреждениями. Частая практика – направлять водителей на осмотр непосредственно в Краевой наркологический диспансер.
 
Правила проведения предрейсового осмотра
 
Предрейсовый медосмотр проводится перед началом рабочей смены. Медицинский работник осматривает и опрашивает водителя: выясняет его самочувствие, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья.
 
- Специалисты обращают внимание также на признаки утомления человека, которые могут возникать при нарушении режима труда и отдыха. Следить за тем, выспался водитель или нет – тоже обязанность предприятия. Контролируют и состояние рабочего места – кабины автомобиля. А там может быть высокий уровень шума, некомфортная температура воздуха или запах бензина, например. Очень много санитарно-гигиенических параметров, соблюдение которых необходимо при организации рабочего места водителя, – отмечает Игорь Владимирович.
 
Помимо предрейсовых могут проводиться еще внутрирейсовые и послерейсовые медосмотры. Чаще всего они направлены на проверку трезвости водителя в течение и в конце смены.
 
- Бывают ситуации, когда утром на работу водитель приходит нормальный, но в процессе рабочего дня может выпить, - комментирует специалист. – Чтоб исключить такие случаи, и проводятся внутрирейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Последние организованы не везде. Они обязательны для тех, кто занимается перевозкой пассажиров или опасных грузов.
 
«К исполнению трудовых обязанностей допущен»
 
- Если водитель не предъявляет жалоб по состоянию здоровья, и отсутствуют объективные признаки заболеваний, нарушений функционального состояния организма или режима труда и отдыха, шофер допускается к работе, - говорит медработник. - На путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника.
 
Если же в результате прохождения процедуры специалист выявляет признаки, препятствующие безопасному управлению автотранспортом, водитель не допускается к работе.
 
Отстраненные от работы по состоянию здоровья сотрудники направляются в дневное время к врачу поликлиники. Он выдаёт  справку, в которой указывается час освобождения от работы, приводятся краткие данные о характере заболевания или травмы.
 
- Важно, что в рамках Трудового кодекса РФ порядок установления состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянений не определен, - отмечает Игорь Михайлов. - По сложившейся практике это осуществляется либо составлением акта о пребывании работника в состоянии опьянения, либо направлением его на медицинское освидетельствование. Однако законодательством четко не определена возможность дисциплинарного наказания работника за отказ от освидетельствования. Обычно работодатели стараются заложить эти позиции в трудовой договор.




  Рейтинг: 5, Голосов: 4



Поделиться
4246
Личный кабинет