Депрессия: давай поговорим!

6687
Масштабы распространенности депрессии в мире настолько велики, что Всемирная организация здравоохранения объявила ее глобальной эпидемией XXI века. По данным ВОЗ, распространенность это вида психического расстройства в мире достигает 26% среди женщин и 12% среди мужчин. От депрессии страдает каждая шестая молодая мать. Она обнаруживается при большинстве соматических заболеваний, утяжеляя  их течение и ухудшая  прогноз. Об актуальности проблемы говорит и тот факт, что темой Всемирного дня здоровья, отмечаемого 7 апреля, ВОЗ в этом году решила сделать помощь людям, страдающим депрессией. Он пройдет под лозунгом «Давай поговорим!».
 
Социально-экономические  последствия
 
Депрессия находится на 1 месте в мире среди причин неявки на работу, на втором среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты эффективные меры, то, по прогнозу ВОЗ, к 2020 г., это заболевание парализует экономическую жизнь, как развитых, так и развивающихся стран.
 
Не менее 60% всех самоубийств совершаются больными депрессией. К 2020 г. именно она может стать убийцей №1. В семьях, где хотя бы один супруг страдает таким расстройством психики, разводы происходят в 10 раз чаще, чем в обычных семьях.
 
Депрессия – один из вызовов XXI века в т. ч. здравоохранению, психиатрии. На вызовы нужно отвечать. Это состояние может развиться у каждого. Депрессия причиняет психические страдания и оказывает воздействие на способности человека выполнять повседневные дела, а иногда имеет разрушительные последствия для его отношений с членами семьи и друзьями. В самом худшем случае она может приводить к самоубийству.

Галина Гоменюк, Галина Шоколова, Краевая психиатрическая больница №1
 
- Депрессия – это заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дела, в течение, по меньшей мере, двух недель, - поясняет заведующая организационно-методическим кабинетом ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» Галина Гоменюк. - Кроме того, у людей, страдающих депрессией, обычно присутствует несколько из перечисленных ниже симптомов: нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство, чувство собственной ничтожности, вины или отчаяния, а также мысли о причинении себе вреда или самоубийстве. 
 
По словам Галины Григорьевны, медперсонал, который переживает моменты депрессии, в меньшей мере склонен к сопереживанию и терпимости и может проявлять раздражительность по отношению к пациентам, что отрицательно отражается на качестве помощи.
 
К счастью депрессия поддается профилактике и лечению. Если человек заподозрил  у себя или близких проявления заболевания, он может в рамках самопомощи использовать информативный способ самооценки своего эмоционального состояния (госпитальная шкала тревоги и депрессии - для лиц старше 18 лет). 

О пользе доверительной беседы
 
- В том случае, если тест показал наличие эмоциональных расстройств, то первым шагом к избавлению от них может стать разговор с человеком, которому доверяешь, - рекомендует специалист. - Далее следует действовать следующим образом. В случае депрессии легкой степени первая линия медицинской помощи – это врач-психотерапевт на амбулаторном приеме. А в случае средней и тяжелой – уже врач-психиатр в поликлинике. Если болезненные расстройства настолько глубоки, что человек может представлять угрозу для себя или окружающих, специалист рекомендует стационарное лечение.
 
Здесь следует сказать, что в государственной системе здравоохранения Приморского края  уровень доступности психотерапевтической помощи низок, как и по всей России. Так, прием врачами-психотерапевтами ведется только во Владивостоке и Находке. Что касается психиатрической помощи в амбулаторных условиях, то ее можно получить во всех городах и районах края. В пяти городах (Уссурийск, Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Дальнегорск) работают диспансерные отделения психиатрических больниц. За этими подразделениями закреплены «кусты» территорий для оказания амбулаторной психиатрической помощи, в т.ч. в случаях, когда по месту жительства не организован прием врача-психиатра.
 
Если недоступна психотерапевтическая помощь, обращайтесь к врачу-психиатру. Чрезвычайно важно помнить: чем раньше проведено медицинское вмешательство, тем лучше его результаты. Существуют эффективные средства профилактики и лечения депрессии. Как правило, для лечения расстройства используются либо психотерапия, либо прием антидепрессантов, или же сочетание этих двух методов.
 
Как подчеркивает Галина Гоменюк, научные исследования говорят о низком уровне выявляемости депрессии:
 
- К специалистам психиатрической службы обращаются только 13,5% больных, страдающих депрессией. 50% не обращаются за медицинской помощью; 37,5% обращаются к врачам общей практики, где депрессия выявляется только в 5% случаев.
 
Каковы основные причины низкого уровня выявления депрессии? На уровне пациента - это непонимание разницы между плохим настроением и депрессией как заболеванием, плюс психологический барьер перед обращением к врачу-психиатру. На уровне непрофильного врача (не психиатра и психотерапевта) – отсутствие навыков диагностики депрессии.
 
Как повысить степень выявляемости депрессивных расстройств на отмеченных уровнях? На уровне пациента – это реально, за счет улучшение работы просветительской и дестигматизационной направленности. На уровне врачей не психиатрического профиля оптимизация ситуация пока невозможна. Ситуация связана с действующей правовой нормой, суть которой в том, что диагностика психического заболевания – прерогатива врачей психиатрического профиля.
 
По следам международного конгресса  
 
В тревожной ситуации, связанной с распространенностью депрессивных расстройств и низким уровнем их выявляемости,  аслуживает внимания вопрос национальной политики/программы охраны психического здоровья.  Ее пока нет в стране, и, соответственно, на уровне нашего региона.
 
- Здесь, на мой взгляд, уместно поделиться информацией с Международного конгресса «Психическое здоровье человека XXI века», который проходил прошедшей осенью в Москве, - считает Галина Гоменюк. - Я и мои коллеги - главный психиатр департамента здравоохранения края Галина Шоколова и врач-психиатр Надежда Москальчук - приняли участие в научной программе этого масштабного события. Одним из ключевых стал доклад представителя Всемирной организации здравоохранения «Глобальный план действий ВОЗ в сфере охраны психического здоровья 2013-2020 г.г.».  Важная составляющая плана - идея привлечения специалистов первичной медицинской сети к оказанию помощи пациентам с распространенными психическими расстройствами, в т.ч. депрессией, их раннему выявлению. Наше государство как член ВОЗ, приняла обязательство по адаптации плана в соответствии с национальными особенностями.   
 
Здесь нельзя обойти вниманием и вопрос укрепления психического здоровья детей и подростков. Причины следующие: во-первых, законодатель установил, что в ряду основных принципов охраны здоровья – приоритет охраны здоровья детей. Во вторых  потому, что имеется тревожная научная информация. Она из доклада на упомянутом конгрессе Горданы Милавич – сопредседателя секции Всемирной психиатрической ассоциации «Детская и подростковая психиатрия». Процитирую: «Основная масса психических проблем взрослых начинается в детстве, причем в 50% случаев они манифестируют в возрасте до 15 лет, а в 75% случаев – до 18 лет». Учитывая, что психическое расстройство - это биопсихосоциальное явление, уделим внимание психосоциальным факторам риска в отношении психического здоровья, душевного благополучия ребенка.
 
Психосоциальные факторы риска
 
Галина Григорьевна обращает внимание, что факторы риска для индивида в общем плане можно определить как психотравмирующие, стрессогенные обстоятельства и опыт, которые снижают эмоциональную устойчивость. А ценность этого качества для личности в том, что оно - ключ к  психическому здоровью, душевному благополучию. 
 
В ряду психосоциальных факторов риска:  
 
Аномальные  внутрисемейные отношения - отсутствие теплоты в отношениях между родителями и детьми, внутрисемейный разлад между взрослыми, враждебность по отношению к ребенку или срыв гнева на нем, физическое насилие в отношении ребенка, сексуальное насилие внутри семьи.
 
Психическое расстройство, отклонение или инвалидность в первичной группе поддержки ребенка. Данная группа факторов характеризуется психическим расстройством/отклонением у родителя, инвалидностью/ недееспособностью у родителя, недееспособностью у сиблинга (брата или сестры).
 
Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.
 
Аномальное воспитание - чрезмерная родительская опека, неадекватный контроль/наблюдение со стороны родителей, обедненность опыта, неадекватные требования родителей.
 
Аномальное непосредственное окружение - воспитание в зарытом учреждении, изолированная семья, условия жизни, которые порождают потенциально опасную психосоциальную ситуацию.
 
Острые жизненные события - потеря любимого, близкого, изъятие ребенка из дома, вызывающее психологический стресс, события, которые приводят к потере самоуважения (снижение самооценки в детстве), сексуальное насилие, пережитый страх.
 
Общественные стрессы - наказание или злостная дискриминация, основанная на принадлежности к некоторым группам (по цвету кожи, религии, этническому происхождению и т. д.).
 
Хронический межличностный стресс, связанный со школой/работой - нарушение отношения с ровесниками, постоянные придирки со стороны учителей или начальства, нестабильность в школе или на работе.
 
Насилие – не выход! 
 
Галина Гоменюк считает важным донести еще одну информацию с конгресса касательно перспективы повышения уровня психологической культуры как фактора укрепления эмоциональной устойчивости детей и подростков:
 
-  Главный внештатный специалист - психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе сообщил о том, что в 2016 году принято решение о введении в школьную программу в рамках предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» с 3 по 11 класс преподавание предмета «Психология» (20 часов ежегодно). Предполагается завершение написания учебников по психологии в 2017 году.
 
Также принято решение о введении в программу обучения студентов педагогических институтов, которые готовят учителей начальной и средней школы цикла «Особенности детской и подростковой психологии» (36–72 часа). По указанному циклу будет проводиться переподготовка учителей начальных и средних школ. Важно, что программы циклов подготовлены специалистами ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского».
 
И, по уже сложившейся традиции, в заключение притча, основанная на реальной истории: «Однажды жена пастора решила, несмотря на свои принципы, всыпать сыну розгами — впервые в жизни. Она сказала ребенку, чтобы он пошел во двор и сам нашел для себя прут. Мальчика долго не было, а когда он вернулся, лицо его было мокрым от слез. Он сказал: «Мама, я не нашел прут, но нашел камень, которым ты можешь в меня бросить». В этот момент мать внезапно поняла, как выглядела ситуация с точки зрения ребенка: если моя мама хочет сделать мне больно, то нет никакой разницы, как она это сделает, она может с таким же успехом сделать это камнем. Мама посадила сына к себе на колени, и они вместе поплакали. После чего камень водрузили на кухонную полку как напоминание, что насилие - не выход».




  Рейтинг: 5, Голосов: 32



Поделиться
6687
Личный кабинет