Равнодушным здесь не место

6601
Профессия врача-онколога – нелёгкая стезя, и годится она далеко не каждому. Как отмечает заведующий онкологическим отделением КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Юрий Збань, случайных людей здесь не бывает. В беседе с корреспондентом портала Vladmedicina.ru врач рассказал, как проходит работа в отделении онкологии, почему сюда берут далеко не всех молодых специалистов, за счет чего увеличилось количество онкологических больных и можно ли на самом деле излечить рак.

Владивостокская клиническая больница №2, Юрий Збань
 
Преемственность поколений
 
Юрий Збань на посту заведующего недавно, буквально с апреля прошлого года. До этого времени отделением руководил Игорь Истомин. Юрий Владимирович с большой теплотой отзывается о предыдущем заведующем, считая его своим учителем и наставником.
 
- Когда-то давно Игорь Павлович взял меня на работу, я пришёл после института, - вспоминает  доктор. - Он многому меня научил, сильно мне помог и в профессиональном плане, и просто как человек, поддерживая меня. Игорь Павлович сам предложил мне пост заведующего – он уже в почтенном возрасте, ему стало сложно совмещать врачебные и административные обязанности. В качестве хирурга-онколога он продолжает работать в отделении, до сих пор оперирует.
 
Юрий Владимирович и сейчас спрашивает совета у опытного наставника, да и вообще предпочитает решать какие-либо сложные вопросы коллегиально.
 
- В коллективе всегда нужно работать сообща, взаимодействовать друг с другом, - отмечает заведующий отделением. - Я советуюсь со своими товарищами, товарищи советуются со мной. А принимать решения единолично, не спросив ни у кого мнения – это, я считаю, самое настоящее самодурство.
 
Большая часть пациентов – женщины
 
Онкологическое отделение тысячекоечной больницы рассчитано на 57 коек. Здесь проводятся курсы химиотерапии, а также весь спектр операций на брюшной полости –желудке, толстой кишке, удаляются забрюшинные опухоли. Делаются операции на молочной железе, в том числе реконструктивные, на щитовидной железе.
 
- Мы всё оперируем, кроме лёгких, так как для этого нужно специализированное отделение, - отмечает Юрий Збань. - Что касается гинекологической и урологической онкопатологии, то операции проводятся, соответственно, в отделении гинекологии и урологии. Курсы химиотерапии системные, их проводят в дневном стационаре.

Обычно отделение занято, нет такого, чтобы койки пустовали. У нас идёт поток пациентов, госпитализация централизованная, все в основном направляются через поликлинику онкологического диспансера. Человек попадает к нам уже с направительным диагнозом, он подготовлен к операции – у него есть весь алгоритм обследований, диагноз верифицирован, то есть подтверждает, что процесс злокачественный. Соответственно, мы проводим специализированное лечение – операцию, и если необходимо - химиотерапию.
 
По словам Юрия Владимировича, большая часть пациентов отделения – женщины. Как правило, количество представителей сильного пола не превышает 10-12 человек.
 
- Это вовсе не означает, что женщины чаще страдают онкологическими заболеваниями, - подчёркивает врач. - Просто в нашем отделении делается достаточно много операций на молочной железе, их доля занимает практически 50% от общего числа оперативных вмешательств. Сейчас маммографы есть почти в каждой поликлинике, улучшилась диагностика, и теперь у рака молочной железы высокая выявляемость. Радует то, что у большинства женщин заболевание диагностируется на ранних этапах.
 
Работать здесь сможет далеко не каждый
 
Врачебный персонал отделения состоит из опытных профессионалов, которые проработали в больнице не один десяток лет – кто-то 16, а кто-то и все 30. Также есть один молодой доктор, который трудится шестой год, он проходил в отделении ординатуру.
 
- Все врачи оперирующие, поэтому имеют две специальности: «онкология» и «хирургия», - делится Юрий Збань. - Также не стоит забывать о среднем медперсонале, это санитарки и медсёстры, которые выполняют очень важную и тяжёлую работу. Обычно на смене дежурят две медсестры и санитарка, и нас курирует врач сосудистого отделения. Он поднимается сюда, делает обход, смотрит больных.  И если возникает какая-то экстренная ситуация, то вызывает врача-онколога, потому как проведение онкологических операций предполагают определённую специфику.
 
К проблеме глобальной нехватки кадров, присущей всей отечественной медицине, в отделении онкологии относятся по-особому. Если в другие отделения с радостью берут соискателей на открытые вакансии, то здесь при выборе персонала проявляют тщательность и осторожность.
 
- У нас очень тяжёлый контингент больных, которые требуют определённого подхода, нужно уметь с ними обращаться, - объясняет заведующий. - Поэтому мы не можем взять человека на работу сразу, пусть он даже окончил учебное заведение и получил диплом. Далеко не каждый сможет здесь работать. Есть студенты, которые сначала приходят подрабатывать, дежурят совместно с кем-то из персонала. Мы присматриваемся к ним, и через некоторое время – где-то полгода – ставим в смену. Например, один парень учился в медицинском колледже и подрабатывал в онкологическом отделении. После окончания учёбы мы взяли его на сестринскую должность, потому что мы уже знаем его, это проверенный человек.
 
Онкология – сложная специальность, и подойдёт далеко не каждому. Прежде всего, у человека должно быть сострадание, он должен понимать, в каком отделении работает, что при взаимодействии с больным нельзя вести себя грубо, равнодушно или невнимательно. Ведь когда человек узнаёт, что у него злокачественный процесс, это звучит как приговор. При наличии такого диагноза пациенту в первую очередь требуется психологическая помощь. Но ни в одной больнице нет штатных психологов, поэтому в их роли выступают врачи и медсёстры.
 
Главное – руки хирурга

Тем не менее, как утверждает Юрий Владимирович, нельзя говорить о том, что онкологическое отделение – это «отделение смерти»:
 
- Сегодня рак – это уже не приговор, при своевременном лечении прожить с таким диагнозом можно ещё долгие годы. Мы лечим больных, добиваемся хороших результатов, длительной ремиссии заболевания, и люди живут годами. Конечно, у нас есть определённый процент пациентов, которые погибают, но такой процент есть и в хирургии, и в травматологии. Просто у нас заболевания прогрессирующие, и после периода ремиссии, как правило, наступает рецидив.
 
Рак – это хроническое заболевание, с которым можно жить и пять лет, и десять, и даже больше. Но будет неправильным сказать, что можно вылечить онкологическое заболевание окончательно. Сейчас стало модным летать лечиться в Корею, везде реклама висит, мол, «лечим от рака». В рекламе всё красиво, но никто же не видит дальнейших результатов. Да, люди ездят в Корею, а потом мы их повторно оперируем в нашей больнице, как уже было неоднократно.
 
Прежде всего, стоит понимать, что для корейцев мы – просто туристы, а не граждане страны. Стоит ли туда лететь? Да, там хороший сервис, хорошая диагностика, но самое главное – это руки хирурга. А наши хирурги  ни в чём не уступают корейским. Мы тоже оперируем и достигаем хороших результатов. 
 
Эпидемии онкологических заболеваний нет
 
Всего за прошлый год в отделении онкологии было проведено 720 операций, в среднем это три оперативных вмешательства в день. В основном все больные – плановые, человек с экстренным состоянием сначала попадает в хирургическое отделение.
 
- В онкологии тоже бывают экстренные состояния, но наше отделение плановое, больные приходят уже подготовленными, - акцентирует Юрий Збань. - У пациента есть перечень лабораторных исследований, диагноз подтверждён гистологически. При экстренной ситуации человек сначала попадает в экстренную хирургию. Например, когда у него вдруг без видимых причин открывается желудочное кровотечение. В отделении экстренной хирургии у него находят язву, а следом – опухоль. Проводят терапию, купируют кровотечение, а потом переводят к нам в стационар. И мы спокойно готовим больного и оперируем.
 
Юрий Владимирович отмечает, что количество онкологических пациентов в крае немного увеличилось, но это не связано с тем, что больше людей стало болеть раком:
 
- Улучшились условия диагностики, можно выявлять заболевания на ранних этапах. Соответственно, можно раньше прооперировать человека, провести специализированное лечение. Не сказал бы, что больных стало больше, просто сегодня, благодаря современным методам, стало возможным диагностировать то, что не выявлялось раньше. Никакой повальной эпидемии онкологических заболеваний, к счастью, нет.


 



  Рейтинг: 4.88, Голосов: 16



Поделиться
6601
Личный кабинет