Нестандартные стандарты

6441

Госпиталь для ветеранов войн в Приморье остался одним из немногих учреждений подобного типа, средства для которого выделяются из краевого бюджета. В остальных регионах действует принцип самоокупаемости, а это означает, что речь идет уже о выживании, а не о развитии. Тем не менее администрация ряда ЛПУ нашла альтернативные источники дохода, что позволяет не только держаться на плаву, что в условиях современных рыночных отношений в любой сфере не так просто, но и строить долгосрочные планы.

Валерий Приходько, Госпиталь для ветеранов войн

ОМС – в перспективе

Такой опыт, безусловно, крайне ценен, ведь в перспективе все госпитали РФ планируется перевести на систему ОМС. Поэтому вопрос финансирования на местах активно обсуждали делегаты состоявшейся в сентябре Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 70-летию Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн. Ее посетили депутаты Законодательного собрания Совета Федерации, сотрудники министерств здравоохранения и социальной политики Красноярского края, а также Союза госпиталей ветеранов войн России.

Конечно, далеко не все зависит от действий на местах, многие вопросы находятся в компетенции лишь федерального уровня, и решить их довольно сложно. Переход на систему обязательного медицинского страхования – процесс сложный и довольно болезненный для госпиталей по всей России.

Особые пациенты –особый уход

Как рассказал корреспонденту портала VladMedicina.ru начальник приморского госпиталя для ветеранов войн Валерий Приходько,  одна из ключевых проблем заключается в том, что Фонд работает по стандартам, не подходящим для особой категории больных, с которыми работают эти лечебные учреждения.

- Для примера возьмем какое-либо заболевание, допустим, пневмонию, - поясняет Валерий Николаевич. – Существуют определенные стандарты, предполагающие детальную организацию процесса оказания медицинской помощи. Проще говоря, сколько дней и чем человека лечить, какие обследования и процедуры назначать. Допустим, диагностируют пневмонию у пациента молодого или среднего возраста, проводят курс лечения, согласно этим стандартам, получают нужный результат и выписывают здорового человека.

А теперь посмотрим, что получается в нашем случае? Пациенты госпиталя – в основном люди пожилые, а те, что помоложе, участники боевых действий, что предполагает травмы, ранения, сопутствующие заболевания. Согласитесь, к ним требуется другой подход, другие сроки и методы терапии. Пенсионер и молодой парень – кто быстрее поправится? Разумеется, необходимо учитывать состояние организма, уровень иммунитета и еще очень много дополнительных факторов. К тому же пациенты поступают к нам не с одним заболеванием, а с несколькими, и мы лечим их параллельно. Стандарты же едины для всех, и подобного не предусматривают, то есть оплачивается лишь одно заболевание, а остальные нет. Поэтому с нашим контингентом они попросту могут не работать.

А как же реабилитация?

Помимо непосредственного лечения в госпитале проходит систематическая реабилитация – в течение трех недель человек получает всестороннее обследование по своему профилю и комплекс процедур, что позволяет существенно поправить здоровье и избежать возможных рецидивов. К сожалению, процесс реабилитации в стандарты ОМС также не входит.

Валерий Приходько, Госпиталь для ветеранов войн

- Вопрос крайне серьезный, и в свете событий последних лет становится все более острым, - подчеркивает начальник госпиталя. – Чтобы привлечь внимание к теме госпиталей, не раз проходили совещания с представителями нашего краевого Департамента здравоохранения, мы встречались с губернатором Приморья, эта тема неоднократно звучала и на федеральном уровне.

Впервые проблема обозначилась в 2014 году, когда в Фонд обязательного медицинского страхования вошли несколько госпиталей. В следующем году их стало больше, в 2016- м почти все стали работать по системе ОМС, что создало ряд трудностей с оказанием полноценной медицинской помощи ветеранам.

Законодательный парадокс

Если принять во внимание распоряжение Правительства РФ от 5 февраля нынешнего года об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, то возникает парадокс. В документе говорится, что у пациентов старше 60 лет «обнаруживается 4-5 различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациентам 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16-64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста».

С учетом стандартов ОМС мы приходим к тому, что законодательная инициатива и реальное положение дел противоречат друг другу. Необходимо выделять больше средств на пожилых пациентов, но мы не можем на них рассчитывать, так как Фонд строго регламентирует порядок оказания медицинской помощи, не учитывая реабилитационный процесс и лечение не одного, а сразу нескольких заболеваний.

- К нам приезжают люди со всего Приморья, часто из дальних районов, - продолжает Валерий Приходько. – Представьте, поступил участник или ветеран войны, допустим, из Тернея. Мы его принимаем на 7 дней, но этого очень мало! Организм не сможет восстановиться за такой короткий срок, но через неделю мы обязаны его выписать. И по факту этому все еще больному пенсионеру придется возвращаться домой, а путь неблизкий. Эффективность такого «лечения» окажется близкой к нулю.

О питании и кадрах

Еще один не менее значимый момент, расходящийся со стандартами – организация питания пациентов. В этом случае Валерий Приходько с полным правом ссылается на действующий в настоящее время федеральный закон о госпиталях, регламентирующий их деятельность. В документе обозначены повышенные расходы на питание, ведь рацион разных категорий пациентов существенно отличается. Пожилым людям необходимы диеты и особые нормы, о чем прямо говорится в законе. Переходя на систему фонда, шестиразовое питание мы уже обеспечить не сможем, так как нам компенсируют лишь половину затрат. Любая проверка расценит это как нарушение законодательства.

Изменения затронут и персонал, причем, как говорится, ударят по карману, так как сотрудникам, работающим с пожилыми пациентами, полагается надбавка в 25%, от которой также придется отказаться, если четко придерживаться регламента финансирования Фонда.

Валерий Приходько, Госпиталь для ветеранов войн

С учетом уже существующей нехватки кадров, так как труд этот крайне специфичен и требует особого склада характера, ситуация рискует стать катастрофичной, даже несмотря на волонтерский проект, который госпиталь реализует совместно с Владивостокским базовым медицинским колледжем. Студенты охотно помогают ухаживать за пациентами, требующими повышенного внимания, общаются с ними, приобретают профессиональный опыт.

Выход есть!

Согласитесь, положение госпиталей иначе как критическим, не назовешь, но в любой ситуации можно попробовать найти альтернативные решения. По мнению Валерия Николаевича, и здесь тоже есть выход.

- Я вижу его в разработке Министерством здравоохранения стандарта именно для нашей категории больных, с учетом всех особенностей их физического состояния и специфики лечения, единого для госпиталей по всей России, - утверждает глава медучреждения. - Пока же этот вопрос вызывает оживленные дискуссии на конференциях, форумах и других масштабных мероприятиях, не оставляя равнодушным ни одного из участников.

Лучше всего дело обстоит у крупных госпиталей, имеющих возможность оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, подразумевающую использование новейшей аппаратуры и последних научных разработок, что позволяет зарабатывать дополнительные средства и перераспределять их.

- У нас такой возможности нет, - констатирует Валерий Николаевич. – Мы не против переходить на другую систему, но без ущерба для наших пациентов и сотрудников. К счастью, нас поддерживает губернатор, понимающий всю серьезность ситуации, поэтому ЛПУ до сих пор финансируется из краевого бюджета. Возможно, сейчас мы последние, кто полностью остался на таком положении. В некоторых регионах выделяются субсидии, частично покрывающие расходы, где-то делают ставку на платные услуги.

В России 67 госпиталей. Это не настолько много, чтобы не найти возможности помочь и не настолько мало, чтобы проигнорировать проблему. Мы работаем с людьми, которые защищали свою страну и имеют полное право на заботу, внимание и уважение.

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 15



Поделиться
6441
Личный кабинет