структура молекулы ДНК

Генетически модифицированные продукты

Как говорил мой преподаватель по гигиене, "Самый сильно генетически измененный продукт - это фабричные яйца. Там вообще находится одинарный набор хромосом. И мы все его едим!".
Как вы себе представляете процесс генетической модификации? Ученые в подземных лабораториях, гнусно усмехаясь, создают страшных генетических мутантов, а мы, потребляя их, засоряем наши клетки ШЛА-А-А-А-КАМИ. Ну или провоцируем мутации у нас самих. Да, ну!

Про ДНК

В первой части речь пойдет о собственно ГЕНЕ, т.е. некой последовательности, состоящей из четырех видов «бусинок», нанизанных в определенном порядке. Эта последовательность - всего лишь код, передающий информацию, что клетка должна делать. Сам ген не делает НИЧЕГО. С помощью клеточных инструментов (ферментов) этот код может быть «прочитан», и в организме «сделан» его продукт - белок. Который, собственно, и является конечной целью ГМ.

Иррациональный ужас заключается в том, что ген, который Вы проглотили, окажется встроенным в Вашу ДНК, в ДНК Ваших детей или на худой конец ваших бактерий, с которыми Вы пока благополучно уживаетесь. Однако через 2 часа после трапезы в организме (как мышином, так и Вашем) обнаруживаются всего лишь рваные ошметки этих «бус» длиной не более 700 штук бусинок, не несущие уже никакой осмысленной информации, которую можно было бы «исполнить». А через 8 часов даже эти ошметки из организма благополучно исчезают

Не убеждает? Зайдем с другой стороны. Чтобы поместить в объект нужный ген - есть несколько подходов. Объединяет их все то, что они связаны с достаточно зверским воздействием на клетку, повреждающим ее мембрану. Потому что через здоровую клеточную мембрану никакая ДНК, даже выделенная из скорпиона или таракана (о чем ниже) самостоятельно не пролезает! Воздействия могут быть разнообразными. Применяется т.н. электропорация (клетку лупят током). Или кальциевый шок (беднягу-клетку сначала отмачивают в концентрированном растворе солей кальция или рубидия, а потом, добавив нужный ген, подогревают до 42 градусов).

А теперь объясните мне следующую вещь: если мы ХОТИМ загнать ген в клетку, и для этого требуется столько хлопот - каким образом этот ген (даже если чудом уцелеет в процессе пищеварения) потом загонится туда, где мы его видеть вовсе не хотим? А если загонится - так почему бы нам вместо всех этих электрошокеров и пушек не применить такую простую методику, как полив, опрыскивание или опыление нужного растения нужным геном? И пускай себе лезет сам! Раз-два - и новый сорт готов!

К сожалению геном конкретной особи не изменяется в течение жизни, что бы эта особь ни употребляла в пищу и в какой бы стране ни жила. Если б это было иначе - мы избавлены были бы от бича наследственных болезней. Сейчас существует метод предимплантационной диагностики, когда зародыша, имеющего шанс получить от родителей смертельное генетическое заболевание, тестируют на наличие «больного» гена. Но, увы, если ген обнаружен, все, что можно сделать с этим зародышем - это отодвинуть его в сторонку и подсадить в матку другой, у которого этого гена не нашлось. «Исправить» ситуацию, выкинув плохой ген, или всунув какой-то другой, который его нейтрализует - невозможно. Невозможно даже на стадии эмбриона до имплантации, в котором всего несколько сотен клеточек. Но программа уже заложена полностью, в самый момент слияния сперматозоида и яйцеклетки. Если бы! Удалось создать какую-то ГМ-конструкцию, которая могла бы проникнуть в уже генетически созданный организм! Мой сын не болел бы диабетом, извините за личные мотивы. И у его будущих детей не было бы такого риска. И даунов не было бы. И муковисцидоза не было бы. Всего лишь - съесть таблетку с нужным геном. И потомок здоров!

Скажете - а как же мутации? Да, бывают мутации. Облучение, водка, некоторые лекарства - могут привести к повреждению одной или нескольких «бусинок». При копировании этой испорченной цепочки возникает ошибка, которая потом копируется дальше. Но механизма, с помощью которого съеденный ген может привести к мутации - не описано. Потому что мутаген должен «добраться» до объекта, т.е. проникнуть в святая святых клетки. Это могут сделать продукты распада алкоголя, ряд лекарственных препаратов, для жесткого излучения никакие мембраны не помеха... А вот ген в клетку сам попасть - не может. Не умеет. Даже злобной вирусной ДНК, чтоб забраться в клетку, совершенно необходима белковая «одежка». Именно эта одежка цепляется за клеточную мембрану и делает в ней дырку, куда и лезет ДНК вируса...

Про белки
Если вред от самой процедуры переваривания гена относится к фобиям абсолютно иррациональным - то с белками, которые эти гены производят, не так все просто. Пирожок можно начинить вареньем, можно опилками, а можно и цианистым калием. Эффекты, как Вы понимаете, будут сильно отличаться. Хотя при этом совершенно непонятно, почему в бедах от неправильной начинки обвиняется технология выпекания пирожков. Один из первых «несъедобных пирожков» испек Арпад Пуштаи. И хотя эта история обсуждается уже много лет, и получила адекватную оценку - в обзорах Ермаковой и др. ссылка на работу Пуштаи по сей день занимает почетное место как доказательство вредности изготовления пирожков.

История состояла в том, что картофель Пуштаи (разумеется, не сертифицированный и вообще не предназначенный для человечьей еды) «начинялся» геном, производящим белок лектин. Который не совсем цианид, но покруче, чем опилки. Потому что он не только сам не переваривается млекопитающими, но и вообще угнетает процесс пищеварения. Для чего это было сделано - единого мнения нет. Одни говорят, что всунул первое, что под руку попалось; другие - что сознательно внес вредный белок для доказательства вредности модификации; третьи (например, эксперт ЮНЭП А.Голиков), сообщают, что планировалась разработка средства для изведения крыс, относительно безопасного для человека. Однако продукт не прокатил: крысы хотя и занемогли, но только через 9 месяцев (которые при плавном перетекании из журнала Ланцет в различные менее научные источники превратились в 9 дней).

Именно из-за реальной возможности «начинить пирожок» любой гадостью, как сознательно, так и по заблуждению - в этой области ГМ фобия начинает приобретать рациональные черты. И первое, что из этого следует - строгая необходимость экспертизы и сертификации КАЖДОГО продукта, имеющего шанс попасть на человеческий стол. И, разумеется, маркировка. Причем не идиотский штамп «содержит ГМ» или «не содержит ГМ» - а с указанием каталожного номера сертифицированного продукта, и с продажей каталога разрешенных ГМ с полным описанием типа модификации в каждом магазине от супермаркета до завалящего сельпо.

Свой или чужой?
Утверждение, что родной белок всегда лучше чужого, подразумевает, что каннибализм лучше любой диеты. Но когда сталкивается неприязнь к ЧУЖОМУ белку и фобия в отношении факта ГМ - побеждает последнее, что выглядит весьма забавно.

Открытие инсулина позволило жить больным инсулин-зависимым диабетом, которые изначально были обречены и умирали через несколько месяцев. Но обнаружилось, что в поджелудочной железе свиньи или коровы есть такой белок, который если колоть диабетику - он берет на себя функцию отсутствующего «родного» инсулина. И люди стали жить. Впрочем, не очень долго, в эпоху свиных инсулинов эта жизнь редко продолжалась более 10 лет. К тому же на эти «чужие» белки часто встречалась аллергия, и вырабатывалась резистентность ( падала чувствительность). Но выделить инсулин из человека? Чтоб хватило на пожизненное применение 300 тысячам диабетиков 1 типа ( для которых инсулин обязателен) и 3 миллионам больных 2 типа (для части которых он также необходим)? Очевидно, что поджелудочных желез покойников-доноров для этого не хватит. Поэтому и был создан рекомбинантный генно-инженерный инсулин ЧЕЛОВЕКА. То есть, родной.

Другие направления использования ГМО

Разрабатываются генетически модифицированные бактерии, способные производить экологически чистое топливо.
В 2003 году на рынке появилась GloFish - первый генетически модифицированный организм, созданный с эстетическими целями, и первое домашнее животное такого рода. Благодаря генной инженерии популярная аквариумная рыбка Данио рерио получила несколько ярких флуоресцентных цветов.
В 2009 году выходит в продажу ГМ-сорт розы "Applause" с цветами синего цвета. Таким образом, сбылась многовековая мечта селекционеров, безуспешно пытавшихся вывести «синие розы»

А напоследок я скажу

На этом я сагу о вредности ГМО для потребителя заканчиваю, потому что все, что я могу еще упомянуть, по степени маразма все равно не дотянет до последнего утверждения насчет прионов.
Только поймите меня правильно. Я вовсе не призываю «лопать, что дают».. Я только попыталась предложить взглянуть на иррациональную фобию трезвым взглядом и обнаружить, что МЕТОД создания новых растений, лекарств и т.п. который называется генной модификацией - не изобретен Сатаной и спущен нам из преисподней - а является не более и не менее чем МЕТОДОМ. Способом выпекания пирожков. Шприцем, которым можно ввести спасительное лекарство, а можно и смертельный яд. При этом ни от печки для пирожков, ни от шприца САМИХ ПО СЕБЕ никакого вреда быть не может.

PS: В соответствии с заключением иудаистского Ортодоксального Союза, генетические модификации не влияют на кошерность продукта. По мнению Исламского Совета Юриспруденции, продукты, полученные из ГМ-семян халяльны. Католическая церковь также поддерживает выращивание ГМ-культур. По мнению высших церковных иерархов, ГМ-культуры могут стать решением проблемы мирового голода и бедности.

Просмотров: 4903
4.8/5 (оценок: 4)

Контроль качества главного источника жизни
27 июня 2019

Контроль качества главного источника жизни

С 1 января 2019 года вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 044/2017) «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», принятый решением Совета ЕЭК №45 от 23.06.2017. Актуальность утверждения международных стандартов в этой сфере назрела давно.

Рейтинг: 5, голосов: 3.

В медицину – на всю жизнь
26 июня 2019

В медицину – на всю жизнь

Заведующий физиотерапевтическим отделением Ханкайской центральной районной больницы Приморья Вячеслав Стуков отдал медицине более полувека и ни разу не пожалел о выбранном им профессиональном пути. Для молодых коллег он служит достойным примером как врач высокой квалификации, специалист с богатым опытом и человек беззаветно преданный своему делу.

Рейтинг: 5, голосов: 4.

Не только уникальные услуги, но и сервис
25 июня 2019

Не только уникальные услуги, но и сервис

Ни одна из городских частных клиник не может предложить того спектра медицинской помощи, как Находкинская стоматологическая поликлиника в Приморье. В медучреждении сегодня идут серьёзные преобразования, и одна из задач, стоящих перед  ним, – наладить полноценное партнёрство с коллегами, чтобы люди могли получать весь комплекс профильной помощи.

Рейтинг: 5, голосов: 3.

Смеяться разрешается!
25 июня 2019

Смеяться разрешается!

Приморью сделают долгосрочную прививку радости - главный врач Владивостокского клинико-диагностического центра Анжела Кабиева и амбассадор йоги смеха Дмитрий Ефимов запускают в регионе беспрецедентный проект по массовому распространению в регионе исцеляющей энергии улыбок и позитивного мышления. И это не шутка.

Рейтинг: 5, голосов: 5.

Спасающая мир красота
22 июня 2019

Спасающая мир красота

Врач-дерматовенеролог и косметолог высшей категории Татьяна Мазаева стояла у истоков эстетической медицины Приморского края и свыше сорока лет посвятила занятию любимым делом, неся людям свет своей удивительной души и щедро одаривая их теплом огромного неравнодушного сердца. Её жизненное кредо - видеть красоту во всем, что нас окружает.

Рейтинг: 4.8, голосов: 8.